Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цель и задачи 3 реализации психолого-педагогического 4 Методы и формы работы с детьми с ограниченными 5 сопровождения в ДОУ 3. возможностями 4. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с 9 ограниченными возможностями здоровья 5. Специальные условия образования детей с ОВЗ 10 6. Информация об адаптированных образовательных программах 10 7. Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ на 11 дошкольном уровне общего образования 8. Модель психолого - педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ 1 12 1. Пояснительная записка Важным аспектом при осуществлении работы с детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» детям, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала. Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача МАДОУ №2. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребёнка. Данная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ МАДОУ №2 «Улыбка» составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами деятельности педагога – психолога: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 7 мая, 7 июня, 23 июля, 25 ноября 2013 г.); • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.). • Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». • Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. 2 • Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24декабря 2001 года N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения». • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России. • Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Улыбка» • Локальные акты МАДОУ №2 2. Цель и задачи реализации сопровождения детей ОВЗ в ДОУ психолого-педагогического Цель программы: • Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); • Осуществление коррекции недостатков в психическом развитии детей. Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития. Задачи маршрута сопровождения: ‒ развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей); ‒ осуществление полноценной адаптации в группе сверстников; ‒ проведение коррекционной психолого-педагогической работы с детьми; ‒ подготовка к школьному обучению; ‒ оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка. ‒ охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; ‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; 3 - оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации. 3. Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями. В настоящее время вниманию психолога-педагога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ОВЗ. дети Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей. Игротерапия. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Песочная терапия – одна из разновидностейигротерапии. Этот вид терапии используют при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках (например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т. д.). Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный» и др. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, последствие депрессий и стрессовых состояний. Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Направления работы и характеристика её содержания: 1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи. 4 Направление работы Диагностическая работа Содержание деятельности Формы и методы работы беседа с родителями и получение их письменного согласия на психолого-педагогическое сопровождение определение уровня актуального и зоны ближайшего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, выявление их резервных возможностей. изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья изучение развития эмоционально-волевой, сферы и личностных особенностей изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания формирование заключения и составление рекомендаций для педагогов и родителей (поиск избирательных способностей, подбор оптимальных методов, формы обучения, стиля взаимодействия). динамика развития ребёнка с ОВЗ Изучение документации (карта развития ребенка и т.д.) Беседа Наблюдение Тестирование Мониторинг динамики развития 2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). 5 Цель коррекционно-развивающих занятий– коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально– личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков. Основные положения, значимые для определения задач коррекционноразвивающей деятельности: Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения. Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период. Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства. Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше. Коррекционно-развивающая работа включает: Направление Содержание деятельности работы Коррекционно- Выбор оптимальных для развивающая развития ребёнка с работа ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/ методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями Коррекция и развитие высших психических функций. 6 Формы и методы работы Определение индивидуальной развития программы траектории Организация и проведение индивидуальных и групповых Развитие эмоционально- занятий. волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения. Коррекция зрительного восприятия. Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных Индивидуальные консультации и условий жизни при беседы психотравмирующих обстоятельствах. 3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации. Консультативная работа включает: Направление работы Содержание деятельности совместных Консультативная Выработка обоснованных рекомендаций по работа основным направлениям работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. Консультирование педагогов по проблемам оказания помощи детям с ОВЗ Консультативная помощь семье по вопросам воспитания, развития и социализации ребёнка. Консультационная помощь в вопросе профессионального самоопределения. Формы и методы работы Определение стратегии сопровождения. Консилиум Консультации специалистов Беседы 4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ; взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами. Информационно-просветительская работа включает: 7 Направление работы Информационнопросветительская работа Содержание деятельности Формы и методы работы Разъяснительная деятельность по Лекции; вопросам, связанным с Беседы; особенностями детей с ОВЗ Печатные материалы; •Использование различных форм Информационные просветительской деятельности. •Проведение тематических Публикации. выступлений для педагогов и родителей. 4. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, Статья 42. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психологопедагогического сопровождения, обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации. Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей). В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 «Улыбка»» детям ОВЗ будут представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», в МАДОУ «Детский сад №2 «Улыбка»» предполагается создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода. Педагог психолог и учитель-логопед создали примерные адаптированные программы и положения на основе которых, при необходимости, можно будет написать рабочие программы специалистов. 8 Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 5. Специальные условия образования детей с ОВЗ «Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, , оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации» 6. Информация об адаптированных образовательных программах АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1). МАДОУ, в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для детей со сложным дефектом развития, с аутизмом, с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, с тяжелыми нарушениями речи). Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. Цель АОП ДО – создание оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса. 9 Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка, имеющего особые образовательные потребности Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации·). Образование детей, имеющих особые образовательные потребности, проводится по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, медицинскими рекомендациями, рекомендациями специалистов на основе решения ПМПК и рекомендациями индивидуальной программы. Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МАДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МАДОУ ( учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по реализации адаптированной образовательной программы МАДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий. На учебный год должен составляться План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка. Родители (законные представители) дают согласие на психологопедагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде. 7. Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ на дошкольном уровне общего образования «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» 10 Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом. 8. Модель психолого- педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ 11