Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Содержание
1.

Пояснительная записка

2.

Цель

и

задачи

3

реализации

психолого-педагогического

4

Методы и формы работы с детьми с ограниченными

5

сопровождения в ДОУ
3.

возможностями
4.

Условия организации обучения и воспитания обучающихся с

9

ограниченными возможностями здоровья
5.

Специальные условия образования детей с ОВЗ

10

6.

Информация об адаптированных образовательных программах

10

7.

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ на

11

дошкольном уровне общего образования
8.

Модель психолого - педагогического сопровождения ребёнка с
ОВЗ

1

12

1. Пояснительная записка
Важным аспектом при осуществлении работы с детьми с ОВЗ является
обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при
взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,
педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром
нарушений.
Дети аномального
развития
более ограничены
в
исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с
частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное
отношение к окружающему миру. «Особым» детям, независимо от вида и
сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и
эмоционально-волевой сфер.
Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с
проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение
ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы,
а также обуславливает степень усвоения пройденного материала.
Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения
имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются
разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с
переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается
на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько
затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает
возможности общения, снижает активность деятельности, патологически
влияет на формирование личности.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача
МАДОУ №2. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем,
связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее
место. Подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих и
физическое, и психическое здоровье ребёнка.
Данная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ МАДОУ №2 «Улыбка» составлена в соответствии с нормативно
- правовыми документами деятельности педагога – психолога:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 7 мая, 7
июня, 23 июля, 25 ноября 2013 г.);
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 №
124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.).
• Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636 «Об
утверждении положения о службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации».
• Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 «О
практике проведения диагностики развития ребенка в системе
дошкольного образования.

2

• Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования».
• Письмо Министерства образования Российской Федерации от
24декабря 2001 года N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени
педагога-психолога образовательного учреждения».
• Этический кодекс педагога-психолога службы практической
психологии образования России.
• Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №2 «Улыбка»
• Локальные акты МАДОУ №2
2. Цель и задачи реализации
сопровождения детей ОВЗ в ДОУ

психолого-педагогического

Цель программы:
• Оказание
комплексной
коррекционно-психолого-педагогической
помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
и их родителям (законным представителям);
• Осуществление коррекции недостатков в психическом развитии детей.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей
профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные
уровни психического развития.
Задачи маршрута сопровождения:
‒ развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и
умственных возможностей);
‒ осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;
‒ проведение коррекционной психолого-педагогической работы с детьми;
‒ подготовка к школьному обучению;
‒ оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по
вопросам воспитания и развития ребенка.
‒ охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей;

3

- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач
развития, обучения и социализации.
3. Методы и формы работы с детьми с ограниченными
возможностями.
В настоящее время вниманию психолога-педагога представлено
большое количество форм и методов работы с детьми с ОВЗ. дети
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая,
развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может
быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей.
Игротерапия. Игра – это наиболее естественная форма
жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное
взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его
интеллектуальные,
эмоционально-волевые,
нравственные
качества,
формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют
коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных
отношений со сверстниками и взрослыми.
Песочная терапия – одна из разновидностейигротерапии. Этот вид
терапии используют при замкнутости, необщительности, фобиях,
сильнейших эмоциональных перегрузках (например, неизлечимая болезнь,
сильнейшая психотравма и т. д.).
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется
спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными,
использование сухого бассейна.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на
снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое
настроение», «Веселый – грустный» и др.
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Самый большой
эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических
заболеваний. Она снимает меланхолию, последствие депрессий и стрессовых
состояний.
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном
искусстве. Основная задача состоит в развитии самовыражения и
самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень
умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и
являются своеобразной проекцией личности.
Направления работы и характеристика её содержания:
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их
комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им
психолого-педагогической помощи.

4

Направление
работы
Диагностическая
работа

Содержание деятельности

Формы и методы работы

беседа с родителями и получение
их письменного согласия на
психолого-педагогическое
сопровождение
определение уровня актуального
и зоны ближайшего развития
детей с ограниченными
возможностями здоровья,
выявление их резервных
возможностей.
изучение адаптивных
возможностей и уровня
социализации ребёнка с
ограниченными возможностями
здоровья
изучение развития
эмоционально-волевой, сферы и
личностных особенностей
изучение социальной ситуации
развития и условий семейного
воспитания
формирование заключения и
составление рекомендаций для
педагогов и родителей (поиск
избирательных способностей,
подбор оптимальных методов,
формы обучения, стиля
взаимодействия).
динамика развития ребёнка с
ОВЗ

Изучение документации
(карта развития ребенка и
т.д.)
Беседа
Наблюдение
Тестирование
Мониторинг динамики
развития

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного
учреждения;
способствует
формированию
интегративных
качеств
воспитанников
(личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных).

5

Цель коррекционно-развивающих занятий– коррекция недостатков
познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами
изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
 создание условий для максимальной коррекции нарушений, для
развития сохранных функций;
 формирование положительной мотивации к обучению;
повышение уровня общего развития, восполнение пробелов
предшествующего развития;
 коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–
личностной сферы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе
осуществления заданной деятельности;
формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Основные положения, значимые для определения задач коррекционноразвивающей деятельности:
 Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно
соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период,
опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
 Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а
также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые
начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются
основой для развития в следующий возрастной период.
 Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для
эффективного формирования тех психических функций, которые особенно
интенсивно развиваются в текущий период детства.
Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно
раньше.
Коррекционно-развивающая работа включает:
Направление
Содержание деятельности
работы
Коррекционно- Выбор
оптимальных
для
развивающая
развития
ребёнка
с
работа
ограниченными возможностями
здоровья
коррекционных
программ/ методик, методов и
приёмов
обучения
в
соответствии с его особыми
потребностями
Коррекция и развитие высших
психических функций.

6

Формы и методы работы
Определение
индивидуальной
развития

программы
траектории

Организация
и
проведение
индивидуальных и групповых

Развитие
эмоционально- занятий.
волевой и личностной сфер
ребёнка и психокоррекция его
поведения.
Коррекция
зрительного
восприятия.
Социальная защита ребёнка в
случаях
неблагоприятных Индивидуальные консультации и
условий
жизни
при беседы
психотравмирующих
обстоятельствах.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей
по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических
условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
Консультативная работа включает:
Направление
работы

Содержание деятельности

совместных
Консультативная Выработка
обоснованных рекомендаций по
работа
основным направлениям работы с
воспитанниками с ограниченными
возможностями здоровья.
Консультирование педагогов по
проблемам оказания помощи
детям с ОВЗ
Консультативная помощь семье
по вопросам воспитания, развития
и социализации ребёнка.
Консультационная помощь в
вопросе
профессионального
самоопределения.

Формы и методы работы

Определение
стратегии
сопровождения.
Консилиум
Консультации специалистов
Беседы

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение
профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.
Информационно-просветительская работа включает:

7

Направление
работы
Информационнопросветительская
работа

Содержание деятельности

Формы и методы
работы

Разъяснительная деятельность по Лекции;
вопросам,
связанным
с Беседы;
особенностями детей с ОВЗ
Печатные материалы;
•Использование различных форм
Информационные
просветительской деятельности.
•Проведение
тематических Публикации.
выступлений для педагогов и
родителей.

4.
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ
от 29.12.2012, Статья 42.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
должны быть проинформированы о целях и формах организации психологопедагогического сопровождения, обучающихся в образовательном процессе,
являющимся необходимым условием реализации образовательной
программы в образовательной организации.
Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на
основании заявления или согласия в письменной форме родителей
(законных представителей).
В муниципальном
автономном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад №2 «Улыбка»» детям ОВЗ будут представлены
равные условия для получения качественного дошкольного образования и
обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от
29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»,
приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основам
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам дошкольного образования», в МАДОУ
«Детский сад №2 «Улыбка»» предполагается создание условий для
образования детей с ограниченными возможностями здоровья, для их
сопровождения и осуществления индивидуального подхода. Педагог психолог и учитель-логопед создали примерные адаптированные программы
и положения на основе которых, при необходимости, можно будет написать
рабочие программы специалистов.

8

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медикопедагогической комиссии и препятствующие получению образования без
создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
5.

Специальные условия образования детей с ОВЗ

«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя
использование адаптированных образовательных программ (в том числе,
программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ);
специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
компьютерные средства с включением специального оборудования, ,
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий,
обеспечение
доступа
в
здания
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно
или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ
(ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об
образовании в Российской Федерации»
6.
Информация
об
адаптированных
образовательных
программах
АОП ДО определяет содержание образования и условия организации
обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1).
МАДОУ, в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ,
самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную образовательную
программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом
особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и
социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья (для детей со сложным дефектом развития, с аутизмом, с
умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, с тяжелыми
нарушениями речи).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с
согласия их родителей (законных представителей) и на основании
рекомендаций ПМПК.
Цель АОП ДО – создание оптимальных условий для позитивной
социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию
коррекционно-образовательного процесса.

9

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка,
имеющего особые образовательные потребности
Содержание дошкольного образования и условия организации
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79
Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации·).
Образование детей, имеющих особые образовательные потребности,
проводится по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии
с индивидуальными особенностями каждого ребенка, медицинскими
рекомендациями, рекомендациями специалистов на основе решения ПМПК и
рекомендациями индивидуальной программы.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное
пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении
образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МАДОУ
специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных
особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного
времени.
Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении,
проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование.
Специалисты МАДОУ ( учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за
ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют
проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать
над составлением индивидуального образовательного маршрута по
реализации адаптированной образовательной программы МАДОУ,
созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала,
заданий и занятий.
На учебный год должен составляться План-график проведения
диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза
в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики
организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с
детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями)
ребенка.
Родители (законные представители) дают согласие на психологопедагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в
письменном виде.
7.
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ на
дошкольном уровне общего образования
«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность», Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г.
«Об образовании в Российской Федерации»

10

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью
инклюзивного
образования
дети
с
особыми
образовательными
потребностями учатся общению с другими детьми, развивают
коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.
8. Модель психолого- педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».