КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1. Пояснительная записка Незыблемых законов в игре нет, а есть творчество, есть прекрасный мир идей. Каленов А.В. Направленность программы. Программа «Шахматы» относится к общеразвивающим программам социально-педагогической направленности направленности. Актуальность программы. Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы- одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы- спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Сегодня шахматный спорт в Свердловской области переживает значительный подъем, более 15 тысяч жителей области занимаются им профессионально. В муниципальных спортивных школах открыто 20 отделений, в которых занимается около трех тысяч юных шахматистов. В Сысерти уже есть ребята не только с юношескими разрядами, а также со спортивными разрядами. Также в Свердловской области активно идет процесс внедрения в общеобразовательный процесс программ обучения шахматам. Такие программы уже действуют в некоторых школах области. Шахматы открывают для детей новые горизонты познания, создают положительную мотивацию обучения, активно формирует личность. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление школьника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Нормативно – правовая база программы: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09. г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Постановление Администрации Сысертского городского округа от 18.04.2019 №720 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в Сысертском городском округе; Приказ Государственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году» (вместе с Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году); Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского технического творчества Сысертского городского округа». Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 6 – 7 лет. К этому возрасту закладываются основные личностные характеристики. Психологами замечено, что дети седьмого года жизни могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения, в различных ситуациях восприятие представляет для них известные сложности, особенно если они должны одни одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков, поэтому в программе предусмотрены специальные задания – тренировки. На седьмом году жизни у ребенка продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д., поэтому материал программы предусматривает обучение детей применению адекватных мыслительных средств, таких, как: схематизированные представления, которые возникают в процессе игры в шахматы; • комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, • а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (шах, переходящий в мат и др.), представления о развитии шахматной партии и т.д. В этом возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Так, например, дети седьмого года жизни при группировании объектов могут учитывать два признака, поэтому в программе предусмотрены задания на сравнения шахматных фигур, различных вариантов начала и окончаниях шахматных партий, выбор самого непохожего объекта из группы шахматных фигур. У детей 6 – 7 лет продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Достижения этого возраста, характеризуются применением в шахматной игре обобщенного способа обследования образца партии или характеристик шахматных фигур. Восприятие детей этого возраста характеризуется анализом сложных форм объектов. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления) развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание. Хотя игровая деятельность постепенно начинает уступать ведущее место учебной, игра по-прежнему не теряет для детей своей привлекательности и занимает значительное место в режиме жизнедеятельности ребенка. Все эти особенности помогают выстраивать педагогическую тактику: от индивидуальных одноразовых игр к циклу коллективных игр и соревнований, к формированию команды. Отличительные особенности. Для успешной игры в шахматы, а также для хорошей учебы в школе детям необходимо комплексное развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, логического мышления, воображения, а также мелкой моторики и координации рук. Именно поэтому данная программа является составительской. В ее основе содержательные моменты программы «Шахматы» А.В. Каленова Программа «Шахматы» А.В. Каленова рассчитана как на детей 6 – 14 лет, так на более старших детей, кроме того, эта программа является программой спортивной школы олимпийского резерва. В отличие от этих программ в основе построения курса данной программы лежит принцип разнообразия (по сложности и содержанию материала), формирующий творческий потенциал ребенка. Занятия ведутся на основе углубления интереса ребят к шахматной игре, шахматной грамотности и творчеству, развития индивидуальных возможностей детей, воспитания у них способности к волевой регуляции поведения. В шахматном объединении учитывается, что одинаковые условия для шахматного образования детей не всегда согласуются с конкретными возможностями самих воспитанников. Некоторые юные шахматисты не умеют согласовывать свои стремления со своими возможностями. Поэтому одна из ведущих задач шахматного объединения заключается в том, чтобы неравенство способностей воспитанников не переживалось детьми как несчастье и не отбивало интереса к познанию. В программе отражены методы работы по расширению возможностей ребенка. Например, переключение внимания воспитанника с собственных успехов на интерес к шахматной игре и, после успешного завершения этого этапа, на интересы шахматного коллектива. Теория и практика шахматной игры выстраивается в соответствии с логикой двух образовательных уровней: второй и первой лиг, принятых в нашем шахматном объединении. Каждая лига объединяет юных шахматистов на основе их примерно одинаковой подготовленности. Объем программы. Программа «Шахматы» рассчитана на 1 год обучения, 72 часа. Режим организации занятий. Проводятся сдвоенные занятия 1 в неделю по 2 академических часа. Занятия могут проводиться индивидуально, по подгруппам и всем составом объединения. С целью осуществления дифференцированного подхода вся группа детей делится на малые подгруппы. С учётом санитарных норм оптимальный состав группы 10 человек. При таком составе педагог может работать индивидуально с каждым ребенком. Количество часов на отдельную тему может меняться в зависимости от потребностей и интересов детей. При проведении занятий приветствуется участие социальных партнеров, родителей, представителей науки, практики. Формы обучения и виды занятий. Дети 6 - 7 лет очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Использование на занятиях сказочных сюжетов позволяет формировать базовые ценности. Психотехнические игры и упражнения, используемые как часть занятия, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, увеличивают способность детей к концентрации внимания к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества. Все это создает условия саморазвития ребенка и его успехов в игре в шахматы. Организация занятий дает детям возможность для самореализации. Ребенок постоянно оказывается перед выбором, поиском, самостоятельным принятием решения. Это касается и предмета деятельности (выбор стратегии и тактики игры), и способа получения информации (помощь педагога, схема, готовый образец, замысел. Занятия проводятся преимущественно в форме разыгрывания партий, предполагают использование фронтальных, индивидуальных и групповых форм. Применяемые в процессе занятий технологии: 1. игровые и неигровые методы имитационной технологии обучения; 2. технология проблемного обучения; 3. проектная технология в виде «кейс – метода». Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов: от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, объясненных педагогом, до творческого применения знаний на практике, подразумевающего, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладает репродуктивный метод. Он применяется при обучении детей: • правилам игры; • элементарной технике реализации перевеса. В дальнейшем основным методом становится продуктивный. Большое значение приобретают общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, и их конкретная реализация является объектом творчества учащегося. Занятия проводятся в виде конкурсов решения комбинаций, где за правильно решенную позицию воспитанники получают очки, которые затем суммируются; в конце занятия определяются победители. Занятия по программе требуют применения методов коррекции. Чаще всего это индивидуальная беседа с ребенком или разбор ситуации – пробы, также такие методы, как : • игра в тренировочные партии, в которых тренер обращает внимание не на результат, а на время, затраченное на обдумывание хода; • возможность сыграть в турнире с более слабыми соперниками (при этом результаты турнира не будут иметь для ребенка отрицательных последствий даже при большом числе поражений); • выработка вместе с воспитанником соответствующий его возможностям ритма игры. Обозначается возможное время для отдыха во время партии (например, когда над ходом думает противник). Форма реализации – сетевая. Базовая организация - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Улыбка». Организация участник - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского технического творчества Сысертского городского округа». Базовая организация реализует 2 часа программы («Вводное занятие»), остальные 70 часов реализует организация-участник. 2. Цель и задачи программы Цель программы – развитие творческих способностей детей посредством игры в шахматы. Задачи 1. развитие у детей интеллектуальных способностей, овладения детьми базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры; 2. развитие самостоятельности мышления, познавательных потребностей и жизненной активности. Учебно – тематический план № Название темы Количество часов Теория Практика Всего 1 Вводное занятие Знакомство с шахматами 1 2 1 8 2 10 2 Шахматная доска 2 8 10 3 Расстановка фигур 1 9 10 4 Шахматная нотация 3 5 8 5 Основные шахматные фигуры 2 8 10 6 7 Шах королю Конь 2 2 8 6 10 8 8 Мат 2 8 10 9 10 11 12 13 Игра всеми фигурами Ценность фигур Начало партии Пат Рокировка 4 2 2 1 2 12 6 8 5 4 16 8 10 6 6 14 Различные виды матов 2 14 16 15 Итоговое занятие Шахматный праздник Итого - 4 4 30 114 144 Форма контроля Устный опрос Наблюдение, устный опрос Тестовые задания Задачи, соревнование Тестовые задания Устный опрос, графический диктант Задачи Наблюдение, устный опрос Контрольная работа Наблюдение Устный опрос Наблюдение Устный опрос Контрольное задание Шахматные задачи Соревнование Содержание курса Вводное занятие Теоретические сведения: Презентация программы. Знакомство с правилами безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Практические занятия: Игра – путешествие. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в ДТО. Тема 1: Знакомство с шахматами Теоретические сведения: История возникновения игры в шахматы. Знаменитые чемпионы. Шахматные фигуры, шахматная доска, шахматные часы. Практические занятия: Игра – театрализация «Знакомство с жителями шахматной страны». Тема 2: Шахматная доска Теоретические сведения: Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. Практические занятия: Тактильное знакомство с доской. Счет клеток. Учебно – деловая игра «Направления на шахматной доске». Диагностическое исследование «Шахматный квадрат». Тема 3: Расстановка фигур Теоретические сведения: Латинские буквы на шахматной доске. Цифры на шахматной доске. Предназначение цифр и букв на шахматной доске. Практические занятия: Учебно – деловая игра «Где живут фигуры?» Обучающая игра «Найди пешку». Тема 4: Шахматная нотация Теоретические сведения: Обозначение фигур на письме. Запись партии. Шахматное правило: белые всегда ходят первыми. Практические занятия: Обучающая игра «Напиши меня». Игра – тренинг «Найди ошибку». Игра – тренинг «Белые начинают…». Тест-тренинг «Шахматная азбука» Тема 5: Основные шахматные фигуры Теоретические сведения: Пешка – самая стратегически важная фигура. Правило: пешки ходят только вперед. Уникальность и необычность пешки. Как бьет пешка. Король – самая главная фигура, которую нельзя бить. Понятия: шах и мат. Правило: король с королем не встречаются. Король и его свита. Ладья – прямолинейная бесхитростная фигура. Где место ладьи на шахматной доске, как она ходит. Преимущества ладьи над другими фигурами. Слон – одна из шахматных фигур. Происхождение названия фигуры. Где место слона на шахматной доске, как он ходит. Преимущества слона над другими фигурами. Белопольные и чернопольные слоны. Ферзь – могучая шахматная фигура. Происхождение термина. Где место ферзя на шахматной доске, как он ходит. Преимущества ферзя над другими фигурами. Практические занятия: Тренинг «Учимся ходить пешками». Игра пешками. Игра пешками и королем, где цель – довести пешку до последней горизонтали. Игра «Волшебный мешочек». Игра – викторина «Шахматная шкатулка». Игре пешками, королем и ладьей. Игра королем, ладьей, пешками, слоном. Игра «Угадайка». Тема 6: Шах королю Теоретические сведения: Что такое шах королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Защита от шаха. Практические занятия: Дидактические задания «Шах или не шах?», «Дай шах», «Пять шахов». Игра-сравнение «Большая и маленькая». Тема 7: Конь Теоретические сведения: Происхождение термина. Где место коня в начальном положении на шахматной доске, как он ходит. Преимущества коня над другими фигурами. Ход коня. Взятие конем. Конь – легкая фигура. Практические занятия: Графический диктант. Тема 8: Мат Теоретические сведения: Понятие шахматной игры «Мат». Отличие шаха от мата. Практические занятия: Дидактическое задание «Мат или не мат». Решение задач на постановку мата в один ход. Диагностика «Мат Королю». Тема 9: Игра всеми фигурами Теоретические сведения: Особенности игры всеми фигурами. Шахматная партия. Практические занятия: Игра по парам всеми фигурами из начального положения. Тема 10: Ценность фигур Теоретические сведения: Ценность фигур. Самая малая ценность и самая большая возможность. Практические занятия: Игра по парам всеми фигурами из начальной позиции с учетом их ценности. Дидактическая игра «Сколько стоит». Тема 11: Начало партии Теоретические сведения: Общие рекомендации по разыгрыванию дебюта. Практические занятия: Игра по парам всеми фигурами из начальной позиции. Игра на уничтожение фигур. Игра «Мои друзья». Тема 12: Пат Теоретические сведения: Отличия пата от шаха и мата. Ничья. Ничья при значительном преимуществе. Задачи при пате. Практические занятия: Игра по парам всеми фигурами из начальной позиции. Игра «Мой мир». Тема 13: Рокировка Теоретические сведения: Понятие «Рокировка». Ценность и важность рокировки. Четыре правила рокировки. Практические занятия: Игра по парам всеми фигурами с рокировкой. Игра «Куда прячется король?». Инструктаж по правилам поведения на улице и соблюдении Правил дорожного движения. Встреча с представителями районного шахматного клуба. Тема 14: Различные виды матов Теоретические сведения: Повторение линий. Понятие линейного мата. Матование двумя ладьями. Принцип параллельности. Постановка мата ферзем. Значение короля. Защита ферзя. Практические занятия: Игра всеми фигурами. Упражнение «Воображаемая фигура». Решение задач на постановку мата ферзем. Тема 15: Итоговое занятие. Шахматный праздник Практические занятия: Соревнование и награждение отличившихся учащихся. 4.Ожидаемые результаты реализации программы: Поскольку шахматы по своей природе являются игрой с конечным и совершенно определённым результатом (выигрыш, проигрыш, ничья), основным критерием результативности освоения материала является успешная игра. Для проверки усвояемости материала также могут применяться тесты. Для диагностики личностных достижений обучающихся может быть использован набор диагностик в соответствии с принятой «Системой оценивания достижений обучающихся в ЦДТТ». Личностные результаты: 1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; 2) уважительное отношение к иному мнению, 3) наличие личностного смысла учения; 4) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 5) доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; 6) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 7) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты: 1) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) умение понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; 7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение базовыми понятиями. • • • • • • • • • • • • Обучающиеся должны знать шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр и другие; названия шахматных фигур: пешка, король, слон, ладья, ферзь, конь ходы, в т.ч. шах и рокировку; нападение и взятие; взятие на проходе; названия и порядок следования 8 букв латинского алфавита; цель игры : мат, пат, ничья; приемы и способы матования одинокого короля; правила записи партии; правила поведения и поведения на турнирах. Должны уметь: правильно называть фигуры, поля и линии на доске; правильно размещать доску и расставлять фигуры на ней; играть фигурами без нарушения правил; рокировать, ставить шах и мат в один ход; решать простейшие задачи; • разыгрывать комбинации в 5 ходов; записывать партию до 10 хода; в турнире. • продуктивно общаться со взрослыми и сверстниками играть КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 1. Условия реализации программы Материальнотехническое обеспечение 1. учебный кабинет; 2. демонстрационная шахматная доска с набором фигур; 3. компьютер; 4. медиа проектор 2. Формы аттестации Формы, методы контроля результативности обучения: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдения педагога, решение этюдов, результативность участия в турнирах. Способы фиксации учебных результатов программы: - диплом; - грамота; - протокол соревнований. Виды контроля: - Предварительный контроль (проверка остаточных знаний учащихся на начало учебного года. Проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности, выполнение упражнений, решение комбинаций и этюдов). - Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде выполнения упражнений, решения этюдов). - Тематический контроль (проводится по мере освоения каждой учебной темы. Включает фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и групповом опросе). - Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в конце учебного года. Участие в турнире, соревнованиях). Работа учащихся, оценивается по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни). 1. Высокий уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний, умений и навыков, высокий уровень сформированности УУД. 2. Средний уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания умения и навыки. 3. Низкий уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные знания умения и навыки. 3. Оценочные материалы Тема Знакомство с шахматами Шахматная доска и фигуры Шахматная нотация Форма оценочных материалов Диагностическое исследование «Шахматный квадрат» шахматные Тест-тренинг «Шахматная азбука» «Графический диктант» Мат в 1 ход Решение задач Мат королю Зачет Игра всеми фигурами Устный опрос Дебюты Итоговые знания Зачет Диагностическое исследование 4. Методическое обеспечение 1. Шахматные наборы 2. Шахматные часы 3. Видеозаписи шахматных матчей 4. Партии ведущих шахматистов мира (методическое пособие) 5. Плакаты Исходя из исследований, для преподавания шахмат могут быть сформулированы следующие дидактико-методические принципы: • единство обучения шахматам и обучения; • систематичности; • доступности; • наглядности; прочного усвоения знаний, способностей и умения. Принцип единства обучения шахматам и воспитания. • Образование и воспитание диалектически связаны между собой. • Под получением образования понимают передачу и усвоение полного объема учебного материала, умения и способности его применения. • Воспитание личности - это сложный и многообразный процесс, зависящий от интеллектуальных, эмоциональных и волевых влияний. Формами воспитательного воздействия являются: • целенаправленное создание определенной ситуации (например, участие в дискуссиях, выступления командных соревнованиях, принятие на себя обязательств общественного характера); • возложение на молодых спортсменов конкретных ответственных задач, передачи им небольших педагогических функций в процессе обучения или тренировки. • Принцип систематичности. В основу этого принципа входит содержание учебного материала и способ его преподавания. Первое правило - в зависимости от возраста детей учитывается психологическая настройка и цель занятия, теоретическая подготовка, практические упражнения, тематические тренировочные партии, повторение пройденного материала, проверка домашних заданий. • Второе правило - материал должен излагаться педагогом последовательно, в определенном логическом порядке, на известном педагогическом принципе«от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому». • Третье правило - вновь изучаемый материал следует разложить на составные части, которые располагаются по определенной системе с иллюстрацией на конкретном примере. • Четвертое правило - каждое занятие должно иметь хотя бы один ключевой момент, который помогает успешно разобраться в данной тематике (в основах теории дебютов, принципов эндшпиля, стратегии миттельшпиля и т.п.). Принцип доступности. В основу этого принципа входит учет индивидуальных, возрастных, физиологических и иных особенностей учащихся. • Активизация творческих сил и дидактической помощи. • Различия в скорости или темпе обучения. • Индивидуальный подход. • Умение обнаружить врожденные способности учащегося и оказать содействие их совершенствованию. Принцип наглядности. У большинства людей из всех видов памяти, самой эффективной является зрительная, поскольку известно, что человек в среднем на 85 % познает мир с • помощью глаз. «Наглядность - абсолютный фундамент всякого познания» (И.Песталоцци). Список литературы 1. Благодарный А.В. Уроки шахмат в 1 классе. //Воспитание и обучение. №2, 2001// 2. Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы 1942-1956 гг. – М.: ФиС, 1985. 3. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. – М.: Издво Всероссийского шахматного клуба, 1974. 4. гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. Книга для воспитателя детского сада. М.; Просвещение, 1991. 5. Давлетов Д. Шахматы в начальной школе. //Народное образование №8, 2000// 6. Дроздов М, Калёнов А., Черныш М. Таинственный Карлсбад. – М.: СК Гардэ,2000. 7. Дроздов М., Калёнов А. Ласкеровские компенсации. – М.: CК Гардэ,2000. 8. Калёнов А. В. Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку. – М.: СК Гардэ, 2001. 9. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. – Минск: МП Бесядзь, 1997. 10.Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. – М.: ФиС, 1982. 11.Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М., 1980. 12.Левенфиш Г.Я. Книга начинающего шахматиста- М.; 1957 13.Лисицин Г. М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Лениздат, 1952. 14.Нейштадт Я. И. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979. 15.Петрушина Н.М. шахматный учебник для детей. –ИЗД.8-е – Ростов н\Д: Феникс,2007 16.Погосова Н. Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей с нарушениями в эмоционально – волевой сфере. М.; Посвещение, 2000. 17.Портиш Л. Шаркози Б. 600 окончаний. – М., 1979. 18.Теория и практика шахматной игры. Под ред. Я. Б. Эстрина. – М.: Высшая школа, 1984. 19.Тимофеев А.А. Предмет «Шахматы» О проблемах преподавания в начальной школе. //Начальная школа № 4 2003// 20.И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2010, 2011, 2013. – 40 с.) 21.Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. Киев. Ряданьска школа, 1998г. 22.Князева В. Уроки шахмат. Ташкент : Укитувичи, 1992 23.Костров В., Рожков П. 1000 шахматных задач. Решебник. СПб: «Литера», 2001 24.Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.; Педагогика, 1091. Литература для педагогов 1.Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы 1942-1956 гг. – М.: ФиС, 1985. 2. Давлетов Д. Шахматы в начальной школе. //Народное образование №8, 2000// 3.Дроздов М., Калёнов А. Ласкеровские компенсации. – М.: CК Гардэ,2000. 4. Калёнов А. В. Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку. – М.: СК Гардэ, 2001. 5.Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. – Минск: МП Бесядзь, 1997. 6.Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. – М.: ФиС, 1982. 7.Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М., 1980. 8.Тимофеев А.А. Предмет «Шахматы» О проблемах преподавания в начальной школе. //Начальная школа № 4 2003// 9.И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2010, 2011, 2013. – 40 с.) 10.Князева В. Уроки шахмат. Ташкент :Укитувичи, 1992 Литература для детей и родителей 1.Благодарный А.В. Уроки шахмат в 1 классе. //Воспитание и обучение. №2, 2001// 2.Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. Книга для воспитателя детского сада. М.; Просвещение, 1991. 3.Дроздов М, Калёнов А., Черныш М. Таинственный Карлсбад. – М.: СК Гардэ,2000. 3.Левенфиш Г.Я. Книга начинающего шахматиста- М.; 1957 4.Петрушина Н.М. шахматный учебник для детей. –ИЗД.8-е – Ростов н\Д: Феникс,2007 5.Погосова Н. Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей с нарушениями в эмоционально – волевой сфере. М.; Посвещение, 2000. 6.Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.; Педагогика, 1091. Электронные ресурсы Обучающая программа по шахматам https://itunes.apple.com/ru/app/sah-i-mat.../id658827710?mt=8 Обучающие занятия Шахматы для детей Самара www.abvgdeyka-club.ru/chess.html сайт ЦДТТ cdttsgo.ru Нормативные документы 1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие полнительного образования детей» от 04.09.2014г №1726-р 2. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20162020годы» от 29.12.2014г. №2765-р 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 4. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 5. 6. 7. 8. 9. 01.06.2012г. № 761 Образовательная программа дополнительного образования на 2015-2018г.г. (МБУ ДО «ЦДТТ СГО»). Правила дорожного движения России от 01.06.2015. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества Сысертского городского округа» Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».