Рабочая программа педагога-психолога_Ломоносова К.С.

Содержание
I
1.
2.
3.
4.
5.
II
1.
1.1
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
III
1.
2.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи реализации психолого-педагогического
сопровождения в ДОУ
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Планируемые результаты освоения Программы
Формы учета деятельности, отчетность педагога-психолога по
данной рабочей программе
Содержательный раздел
Основные направления деятельности педагога-психолога
Психодиагностика
Психопрофилактика
Коррекционная и развивающая работа
Психологическое консультирование (просвещение)
Тематическое планирование работы педагога-психолога в ДОУ
Работа с родителями
Просветительская и психопрофилактическая
родителями
Календарно-тематическое планирование
Тема самообразования
Организационный раздел
Материально- техническое обеспечение
Методическое обеспечение программы
Приложения

работа

с

3
3
4
5
6
8
9
9
9
10
11
12
13
13
15
15
20
20
20
21
22

I.

Целевой раздел

1. Пояснительная записка
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности
педагога-психолога
по
направлениям:
психопрофилактика,
психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и
поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями
воспитанников и педагогами ДОУ.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического
сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагогапсихолога ДОУ – значительное место уделяется целенаправленной
деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений
развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных
особенностей дошкольников.
Ведущие цели общеобразовательной программы - создание
благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в
современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
Гуманистическая цель современного дошкольного образования
заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей
личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и
познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального
проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для
максимально возможной и эффективного обогащения им образовательных
воздействий. Поэтому сопровождение дошкольника, как одно из
приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно
обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение
психологического здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача
МАДОУ №2. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем,
связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее
место. Подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих и
физическое, и психическое здоровье ребёнка.

Данная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения
детей от 2 до 7 лет МАДОУ №2 «Улыбка» составлена в соответствии
нормативно - правовыми документамидеятельности педагога – психолога:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 7 мая, 7
июня, 23 июля, 25 ноября 2013 г.);
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 №
124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.).
• Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636 «Об
утверждении положения о службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации».
• Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 «О
практике проведения диагностики развития ребенка в системе
дошкольного образования.
• Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования».
• Письмо Министерства образования Российской Федерации от
24декабря 2001 года N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени
педагога-психолога образовательного учреждения».
• Этический кодекс педагога-психолога службы практической
психологии образования России.
• Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №2 «Улыбка»
• Локальные акты МАДОУ №2

2. Цель и задачи реализации психолого-педагогического
сопровождения в ДОУ
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
обеспечивает реализацию Основной общеобразовательной программы ДОУ,
основанной на примерной основной общеобразовательной программе
дошкольного образования "От Рождения до школы» (под ред. Н.Е Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)
Цель программы: создание каждому ребенку в детском саду
возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром,
активной практики в разных видах деятельности, творческой
самореализации.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей
профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные
уровни психического развития.
Задачи:

‒ охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач
развития, обучения и социализации;
- оказание помощи (содействие) детям «группы риска»;
- содействие повышению психологической компетентности педагогов
ДОУ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников;
- обеспечение психологического сопровождения разработки и
реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия
работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социальнопсихологических условий для успешного развития и обучения каждого
ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в
зависимости от возраста детей, уровня их развития.
3.Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
В основу рабочей программы педагога-психолога по сопровождению
дошкольников положены принципы:
1. Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.
2. Системный подход – основанный на понимании человека как
целостной системы.
3. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.
4. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка,
предполагающий содержание, формы, способы сопровождения,
соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его
развития.
5. Непрерывность сопровождения ребёнка в образовательном процессе, а
именно преемственность и последовательность сопровождения.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:
•
принцип развивающего образования, который реализуется
через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

сочетание принципа
научной
обоснованности
и
практической применимости, т.е. соответствие основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики;
•
соответствие критериям полноты, необходимости и
достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
•
единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач в процессе реализации которых формируются знания,
умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию
детей дошкольного возраста;
•
принцип
интеграции
образовательных
областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
•
комплексно-тематический
принцип построения
образовательного процесса;
•
решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при
проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
•
построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является
игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех
ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего
дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.
Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является
обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого
ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по
программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности
ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для
овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности,
самостоятельности, произвольности и др.
•

4. Планируемые результаты освоения Программы детьми
Тенденции в развитии ребенка-дошкольника:
• освоение общечеловеческих ценностей, норм взаимоотношений в
обществе;
• развитие целенаправленности, созидательности, перспективной
направленности деятельности;
• преодоление внешнепредметной заданности поведения, потеря
непосредственности всех проявлений активности, освоение элементов
планирования, рождение осознания произвольности поведения, т.е.
способности владения и управления собой;

• стремление познавать те связи и отношения, которые не
воспринимаются органами чувств и познаются только опосредованно,
приобретаются и выражаются с помощью рассуждений;
• преобразование общения со взрослым под влиянием новых
потребностей ребенка;
• возникновение подлинного сотрудничества со сверстниками;
• интеллектуализация поступков и деятельности.
Физическое развитие: Сформированные точные, четкие и
координированные мелко моторные движения, как знакомые, так и новые, по
показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения
по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание
движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с
точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное
психосоматическое состояние.
Социально-коммуникативное развитие: Способность к осознанию
своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство
защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное
напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная
потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть
аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать
проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных
затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других
людей, сопереживать; подчинять свое поведение преимущественно не
сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны
взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое
хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели, в том числе
общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах деятельности,
подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, развернуто
отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения;
создавать условия, необходимые для успешного достижения цели; проявлять
элементы прогнозировать волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже
при выполнении не слишком интересной деятельности; удерживать цель
деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать
трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
Познавательное развитие:Умение планировать разные виды
познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления,
познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с
системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление
ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе
самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы;
способность мысленно экспериментировать, рассуждать. Способность
понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев
произведений; развернуто выражать в речи сопереживания героям
произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее,

исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый –
некрасивый) и моральную (добрый – злой, хороший – плохой) оценку
персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес
к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому
состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный
подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое
собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык
произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения,
образные выражения из произведений художественной литературы.
Речевое развитие:Навыки диалогического общения. Уметь отражать в
речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи,
формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера,
осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах
деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и
эстетические оценки.
Художественно-эстетическое
развитие:Умение
использовать
критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать
свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно,
ярко, глубоко реагировать на произведения. Уметь определять жанр
музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в
музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его
воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим
рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно;
осуществлять
контроль,
создавать
выразительные
оригинальные
музыкальные образы, передавать настроение, импровизировать с
использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои
действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной
деятельности.
5.

Формы учета деятельности, отчетность педагога-психолога по
данной рабочей программе

Педагоги - психологи, работающие в образовательных учреждениях
различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, ведут учет
проводимой работы по следующим формам:
1. Перспективный план работы педагога-психолога образовательного
учреждения.
2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического
исследования группового/индивидуального.
3. Журнал консультаций психолога.
4. Журнал индивидуальной коррекционной работы.
5. Индивидуальная карта психолого-медико-социальной помощи
ребенку.
6. Программа работы педагога - психолога в ДОУ.

7. Программа коррекционно-развивающих занятий.
9. Аналитический отчет о работе педагога - психолога.

II.

Содержательный раздел деятельности педагога-психолога

1.Основные направления деятельности педагога-психолога
Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей
детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и
приемы.
1.1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей,
выявление индивидуальных особенностей и проблем участников
воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
•
Сопровождение детей раннего возраста и младшей групп в
период адаптации (2-3, 3-4 года) в ДОУ.
•
Диагностика воспитанников в рамках медико-психологопедагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.
•
Диагностика психологической готовности к обучению в школе
детей подготовительной группы (6-7 лет).
Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом
обследовании дошкольников: профессиональная компетентность педагогапсихолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяться на
следующие параметры диагностирования дошкольников.
Младший возраст (3-4 года):
• понимание речи;
• активная речь;
• сенсорное развитие;
• игра;
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать
карандаш и т. д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление
простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления, внимания, памяти;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация,
словотворчество и т. д.;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный
гнозис – восприятие
предметов,
явлений, их значения и смысла;
•зрительно-пространственный
праксис
способность
выполнять последовательные
комплексы
движений
и
совершать
целенаправленные действия по выработанному плану;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели, частей
суток);
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту,
анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной
программы и организацию образовательного процесса в целом.
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным
наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития
ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью
выявления и конкретизации проблем участников воспитательнообразовательного процесса.
1.2. Психопрофилактика
Цель: предупреждение
дезадаптации
(нарушений
процесса
приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии
участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская
деятельность, создание благоприятного психологического климата в
учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию
психологической перегрузки.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко
выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит
задача - содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в
социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей,
педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих
детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и
семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и
разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного
состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
•
Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
•
Содействие
благоприятному
социально-психологическому
климату в ДОУ.
•
Профилактика профессионального выгорания у педагогического
коллектива.
•
Участие в экспертной оценке проектируемой предметнопространственной развивающей среды.
1.3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей
ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с
учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с
учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны
психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической
психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на
средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых
ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в
познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой
сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у
дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта
работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной
нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени,
ребенок направляется на консультацию к специалистам территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения
психолого-медико-педагогического консилиума МАДОУ. Дальнейшая
коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе

полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии.
Обязательно:
•
Проведение занятий с вновь прибывшими детьми –
адаптационные игры, наблюдение.
•
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми
подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной
деятельности, коррекции и развития познавательной, эмоциональной и
волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало
учебного года).
•
Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный
образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.
•
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми групп
ОВЗ.
Дополнительно: проведение занятий с детьми других возрастных
групп:
• Индивидуальные коррекционные занятия (работа с проблемами в
личностной и познавательной сферах).
• Занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению.
1.4. Психологическое консультирование (просвещение)
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса и оказание им психологической помощи при
выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и
развития.
Психологическое
консультирование
состоит
в
оказании
психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются
родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых
консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности
педагога-психолога
ДОУ.
При
необходимости,
педагог-психолог
ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в
службах города по теме запроса.
Обязательно:
•
Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах
ребенка.
•
Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми
образовательными потребностями.
Дополнительно:
•
Психолог может инициировать индивидуальные консультации
педагогов и родителей.
•
Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом
учреждения с целью личностного и профессионального роста.
1.5 Психологическое просвещение

Цель: создание
условий
для
повышения
психологической
компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование
запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по
психологическим проблемам, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на
результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и
местных условий, квалификации и особенностей педагогического
коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
•
Проведение
систематизированного
психологического
просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов.
•
Проведение
систематизированного
психологического
просвещения родителей в форме родительских собраний с обязательным
учетом в тематике возраста детей и актуальности.
2.

Тематическое планирование работы педагога-психолога в

ДОУ
2.1. Работа с родителями реализуется через:
1) Участие в родительских собраниях;
2) Индивидуальное консультирование родителей по предварительному
запросу;
3) Обмен информацией с родителями через приложение для
мобильных телефонов WhatsApp;
4) Участие в открытых мероприятиях ДОУ;
5) Оформление информационных уголков по типу «Советы психолога»
в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ;
6) Подбор и оформление буклетов с информацией для родителей;
Примерный план работы с родителями см. Приложение № 1
Примерные темы (печатные, индивидуальные консультации с
родителями):
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной
группы;
2. Эмоционально-личностная сфера дошкольников;
3. Дисциплина с любовью – причины нарушения поведения детей;
4. Детская агрессия;
5. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания;
6. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка:
инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и
прочее;
7. Игры дома – обучаем, играя;

8. Психологическая готовность к обучению в школе;
9. Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком;
И т.д.
2.2. Просветительская
педагогами.

и

психопрофилактическая

работа

с

• Проведение тренингов по запросу администрации и педагогов.
• Индивидуальные консультации по ходу работы.
Примерный план работы с педагогами на 2022-2023 уч. год. см.
Приложение № 3
2.3. Календарно-тематическое планирование групповых
Продолжительность занятий зависят от возрастной категории детей.
Возраст
2 - 3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет

Длительность
Мероприятий
10 минут
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут

Построение программы для каждого возраста ориентировано на
удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду
детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы
психики, представленные в первом разделе. Занятия проводятся в
помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Мероприятия проводятся в игровой форме. Каждое мероприятие
состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что
полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим
возможностям старшего дошкольника.
Календарно – тематическое планирование занятий-тренингов по
психологической подготовке к школе для детей 6-7 лет (обязательное)
Литература: И.Л. Арцишевская «Психологический тренинг для
будущих первоклассников»: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальной
книжный центр», 2017. – 80с. Содержание занятий соответствует целевым
ориентирам Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования.
Дата

Тема (содержание)

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март

Апрель
Май

Входящая диагностика
Занятие 1. Школьные правила. Рисунок человека
Занятие 2. Корректурная проба. Складываем и считаем
Занятие 3. Автопортрет. Классификации
Занятие 4. Фигурный диктант
Занятие 5. Сложи по образцу. Клеточный диктант
Занятие 6. Геометрические фигуры. Внимание рисуем по памяти
Занятие 7. Зимняя картина. Подарок для деда Мороза
Занятие 8. Точечный диктант
Занятие 9. Четвертый лишний. Клеточный диктант
Занятие 10. Чем отличаются? Фигурный диктант
Занятие 11. Необычные картинки. Божья коровка
Занятие 12. Что изменилось? Один-много. Фигурки из счетных
палочек.
Занятие 13. Слушаем и выполняем
Занятие 14. Дорисуй. Домики
Занятие 15. Учебная или игровая мотивация.
Занятие 16. До свидания детский сад
Итоговая диагностика-2

Календарно – тематическое планирование коррекционно-развивающих
занятий по развитию произвольного внимания детей 5-6 лет
(дополнительно - по запросу)
Литература: Разработки занятий, диагностических и дидактических
материалов Ю.Е. Веприцкой, рекомендованной ФГОС ДО
(Даты проведения занятий могут меняться)
Дата
Содержание
Ноябрь
Входящая диагностика
Занятие 1. Знакомство с мимикой, пантомимикой. Игра «Что
слышно», «Флажок». Этюд «Штанга», «Все спят»
Занятие 2. Этюд «Заколдованный ребенок», «Сколько звуков»,
«Вот он какой». Игра «Будь внимательным!», «Запретный
номер», «Противоположные движения». Этюд на расслабление
«Сосулька», «Шалтай-Болтай»
Занятие 3. Этюд «Тише», «Зайцы в лесу». Игра «Слушай
хлопок», «Канон», «Зеваки». Этюд «Насос и мяч»
Декабрь
Занятие 4. Этюд «Игра в снежки», «Слушай звуки». Игра
«Пишущая машинка», «Четыре стихии», «Пожалуйста!». Этюд
«Качели», «Петрушка прыгает»
Занятие 5. Этюд «Дружная семья», «Возьми и передай». Игра
«Что изменилось?», «Найди отличия» («Клоуны»), «Найди
одинаковые» («Кораблики»), «Ухо-нос». Игра «Иголка и
нитка», Этюд «Спать хочется»
Занятие
6.
Этюд
«Собака
принюхивается»,
«Лиса

Январь

Февраль

Март

Апрель

подслушивает». Игра «Карлики и великаны», «Замри»,
«Повторяй за мной», «Найди 2 одинаковых кубика». Игра
«Лисонька, где ты?», Этюд «Фея сна»
Занятие 7. Этюд «Любопытный», «Раздумье». Игра «Съедобное
– не съедобное», «С флажками», «Что не так?», «Сова». Этюд
«Факиры»
Занятие 8. Этюд «Что там происходит?», «Кузнечик». Игра
«Повтори за мной», «Запомни движение», «Запомни свое
место», «Стоп!». Игра «Реченька», Этюд «Пылесос и пылинки»
Занятие 9. Этюд «Цветок», «Игра с камушками». Игра
«Запомни свою позу», «Слушай и исполняй!», «Вот так позы!».
Этюд «Золотые капельки», «Ласка»
Занятие 10. Этюд «Новая игрушка», «После дождя». Игра
«Слушай команду», «Смотри на руки!», «Запомни порядок».
Игра «Кто за кем?», Психомышечный релакс
Занятие 11. Игра «Мимика в рисунках», «Закончи строчку».
Игра «Кто что делал?», «Художник», «Найди отличия». Этюд
«Я так устал», Психомышечный релакс «Комарики»
Занятие 12. Этюд «Грязь», «Потерялся». Игра «Тень», «В
магазине зеркал», «Разведчики». Психомышечный релакс
«Песок», «Муравей»
Занятие 13. Этюд «Клад», «Ночной лес». Игра «Рисование
фигур», «Опиши предмет», «Ленточки». Психомышечный
релакс «Солнышко и тучка», «В уши попала вода»
Занятие 14. Игра «Мимика в рисунках», Этюд «Внимательный
мальчик». Игра «Запомни буквы», «Что изменилось?»,
«Рисование фигур». Психомышечный релакс «Лицо загорает»
Занятие 15. Игра «Мимика в рисунках», «Закончи строчку».
Игра «Внимательный ребенок», «Запомни цифры», «Слушай
внимательно». Релаксация «Сон на берегу моря»
Занятие 16. Этюд «Часовой», Игра «Закончи строчку». Игра
«Запомни формы», «Машина едет». Релаксация «Сон на берегу
моря»
Занятие 17. Игра «Сравни», «Закончи строку». Игра «Узор»,
«Назови, что видишь», «Выполни уговор», «Повтори быстро».
Этюд «Петрушка», «Облака»
Занятие 18. Игра «Нелепица», «Небылицы». Игра «Муха»,
«Сколько чего?», «Сколько палочек в руке». Игра «Ловишка»,
Этюд «Кукушонок кланяется»
Занятие 19. Игра «Закончи строку». Игра «Муха», Упражнение
«Графический диктант», Игра «Острый взор». Игра «Передай
мяч», «Ива на ветру»
Занятие 20. Игра «Чего на свете не бывает?», «Кто больше
назовет?». Игра «Танграм», Упражнение «Графический

диктант», Игра «Запрещенное движение». Игра «Свеча»
Май
Итоговая диагностика
Календарно – тематическое планирование для детей 4-5 лет
(средняя группа) по развитию эмоционально-волевой сферы
(дополнительно – по запросу)
Литература: Разработки занятий, диагностических и дидактических
материалов Ю.Е. Веприцкой, рекомендованной ФГОС ДО
(Даты проведения занятий могут меняться)
Дата
Тема
Октябрь
«Грусть»
«Радость»
«Удивление»
Ноябрь
«Страх»
«Гнев»
«Радость и горе»
«Радость и гнев»
Декабрь
«Радость, горе, страх»
«Удивление, страх, гнев»
«Мир эмоций»
«Разные эмоции»
Январь
«Нехорошая история»
«Пять картинок»
Календарно-тематическое планирование для детей 2-4 лет (ранний
возраст, 2 –я младшая группы)
Литература: Программа Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми
2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»
Занятия проводятся 1 раза в неделю
ДАТА
ТЕМА
ОБОРУДОВАНИЕ
непосредственной
образовательной
деятельности
Сентябрь «Божья коровка»
Игрушка – божья коровка, большие,
(3-4
(2 встречи)
маленькие игрушки, черная краска для
неделя)
рисования
пальцами
или
гуашь,
смешанная с зубной пастой, лист с
изображением божьей коровки
Октябрь
«Листопад»
Большой зонт, магнитофон, кассета с
(1-2
(2 встречи)
записью шума дождя, кассета с записью
неделя)
медленной спокойной музыки; два
кленовых листа (для каждого ребенка);
желтая, красная, зеленая гуашь; лист с
изображением осеннего пейзажа, кисточка
(для каждого ребенка)

Октябрь
(3-4
неделя)

«Мячик»

Ноябрь (1- «Прогулка в
2 неделя) осенний лес»

Ноябрь (3- «Веселый
4 неделя) петрушка»

Декабрь
(1-2
неделя)

«Зайка»

Декабрь
(3-4
неделя)

«Новый год»

Большой красный мяч и маленький
синий мячик; мячи среднего размера (для
каждой пары детей); магнитофон, кассета
с записью спокойной музыки и ритмичной
плавной мелодии; лист
бумаги и цветные карандаши или
большой красный круг и маленький синий
кружок (для каждого ребенка)
Картина или фотография «Осенний
лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы
бибабо): лиса, волк, медведь; красный,
желтый и зеленый кленовые листья (для
каждого ребенка); красная, желтая и
зеленая корзинки
Игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»;
игрушечный паровозик, с привязанной к
нему длинной лентой; бельевая прищепка
синего цвета (для каждого мальчика);
бельевая прищепка желтого цвета (для
каждой девочки); обруч, с привязанными
к нему лентами желтого и синего цвета;
мягкая игрушка или кукла (для каждого
ребенка)
Мягкие
игрушки:
заяц
и
лиса;
магнитофон, кассета с записью
веселой плясовой музыки; матерчатый
мешочек с набором пластиковых овощей
Игрушечный Дед Мороз; новогодняя
елка; пластиковые бутылки с холодной,
теплой и горячей водой; краски для
пальцеграфии или гуашь, смешанная с
зубной пастой; лист с изображением
новогодней елочки (для каждого ребенка);
матерчатый мешочек с одинаковыми
подарками
для
детей
маленькими
игрушками и т.п.

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с
детьми с ОВЗ (обязательное)
Литература: Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и
коррекция в детском возрасте
Дата
Тема (содержание)
Сентябрь
Входящая диагностика
Октябрь
«Качалочки»

Ноябрь

Декабрь

Январь
Февраль

Март

Апрель

«Бревнышко»
«Змейки»
«Сортировка»
«Сортировка»
«Ладушки»
«Рисование двумя руками»
«Волны»
«Заборчик»
«Сложный заборчик»
«Петельки»
«Дни недели»
«Перевернутые петельки»
«Части тела»
«Шпион»
«Право-лево»
«Мячики»
«Моя рука - твоя рука»
«Обобщающие понятия»
«Магазин»
«Хождение у стены»
«Необычные шаги»
«Что лишнее»
«Цыпленок»
Итоговая диагностика

2.4. Тема самообразования: «Развитие познавательных процессов у
детей с ЗПР в условиях ДОУ»
III.

Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение
Паспорт кабинета педагога-психолога МАДОУ № 2«Улыбка»
Для построения грамотной работы педагога-психолога используются
оборудованный кабинет в ДОУ.
Вид помещения
Функциональное использование
Кабинет педагога-психолога:
➢ Индивидуальное
консультирование родителей и
педагогов
➢ Проведение индивидуальных

Оснащение
Рабочая зона педагога-психолога:
➢ Материалы
консультаций,
семинаров
➢ Уголок для консультирования
➢ Зона коррекции

видов работ с дошкольниками
(диагностика,
коррекция),
подгрупповая работа
➢ Реализация
организационнопланирующей функции

➢ Игрушки, игровые пособия,
атрибуты для коррекционноразвивающей работы
➢ Развивающие игры
➢ Информационный уголок для
родителей

Кабинет соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной
безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической
безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют
Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
Консультативное пространство оснащено столиком и стульями.
Игровое пространство включает полки с игрушками, детские столы и
детские стульчики.
Организационно-планирующее
пространство
кабинета
оснащено
стеллажами для книг и пособий, шкафом для рабочих папок.
Игровое пространство включает:
• Пирамидки 2 шт
• Матрёшка 1 шт
• Учебно-игровое пособие «Логические блоки» Дьениша
• Шнуровка «Пуговка» 2 шт
• Куб логический 2 шт (большой, маленький)
• Домино «Чувства» 1 шт
• Игра « Профессии» 1 шт
• Игра «Лото. Большой, средний, маленький» 1 шт
• Игра «Предметы и вещи» 1 шт
• Игра «Учимся запоминать для девочек» 1 шт
• Игра «Учимся запоминать для мальчиков» 1 шт
• Развивающая игра пазл «Мой дом» 1 шт
• Детское домино «дорога», «для мальчиков»
• Игра «Развитие внимания»
• Игра «Зоопарк настроения»
• Мелкие пазлы «Забавные насекомые»
• Игра лото «Из чего мы сделаны»
• разнообразный художественный материал: карандаши
3.2. Методическое обеспечение программы
1. Арцишевская И.Л. «Психологический тренинг для будущих
первоклассников»: Конспекты занятий.
2. Веприцкая Ю.Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы
детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические
материалы
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе

4. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период
адаптации к дошкольному учреждению»
5. Шарохина В.Л. «Психологическая подготовка детей к школе»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерный план работы с родителями в 2022-2023 учебном году
Возрастная
Сроки
Мероприятие
группа
реализации
Подготовительная Октябрь
Консультация для родителей «Проблемы
группа
предшкольной подготовки,
психологическая готовность к школе»;
Ноябрь
Рекомендации по повышению уровня
готовности к школе;
В теч. года
Оформление стендовой информации:
«Возрастные особенности»; «Развитие
ВПФ у старших дошкольников»
Март
Анкетирование
Ознакомление родителей с результатами
психологической готовности детей к
школе
Старшая группа
Сентябрь,
Консультация для родителей
Октябрь
«Эмоциональные нарушения»
(агрессивный, гиперактивный, тревожный
ребенок, ребенок боится, у ребенка
невроз);
Ноябрь
«Нейропсихологический подход в
обучении и воспитании ребенка, что
это?»
Февраль
«Развитие произвольного внимания у
детей старшей группы»;
В теч. года
Оформление стендовой информации;
Консультирование по запросу

Средняя группа

По плану
воспитателя

В теч. года

Консультация
родителей
«Развитие
эффективного общения детей и их
родителей. Слушать ребенка как?»;
«Возрастные особенности»;
«Зачем развивать мелкую моторику
руки»;
Оформление стендовой информации;
Консультирование по запросу

Младшая группа

Июнь
К. августа
Сентябрь
Октябрь
В теч. года
Ноябрь

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к
детскому
саду»,
информационные
буклеты «Как подготовить ребенка к
ДОУ?», ответы на вопросы родителей;
Буклет «Взаимодействие с педагогом
ДОУ»,
оформление
стендовой
информации:
«Условия
успешной
адаптации ребенка в ДОУ»;
Работа по запросу;
Участие в родительском собрании.
Аналитический отчет «Адаптация детей в
ДОУ», консультация «Как научить
ребенка
делиться?»;
«Психофизиологические
особенности
возраста»; «Кризис 3-х лет»; «Игры в
домашних условиях»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примерный план работы с педагогами в 2022-2023 учебном году
Сроки
Вид
реализации мероприятия
СентябрьКонсультация
Октябрь
Декабрь
Консультация
Февраль

Консультация

Тема
Адаптация ребёнка к детскому саду. «Первый
раз в детский сад»
Эффективное
педагогическое
общение
(Безобидные фразы, которые на самом деле
воспитатель не должен говорить детям)
Как улучшить поведение трудного ребенка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».