Рабочая программа логопеда_Сафонова И.Н.

Содержание
I Целевой раздел………………………………………………………………………………………3
1.
Пояснительная записка……………………………………………………………………..…...3
1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы логопеда по осуществлению коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи……………………………............4
1.2. Принципы и подходы к формированию программы…………………………………………...4
1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики………………….........5
1.4. Планируемые результаты освоения Программы………………………..…………………....8
II. Содержательный раздел………………………………………………………………………...11
2.1 Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической
деятельности в условиях логопедического пункта
…………………………………………………………………11
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы
учителя-логопеда……………………………………………………………………………………..12
2.3 Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса на
логопедическом пункте
ДОУ………………………………………………………………………..13
2.4 Особенности взаимодействие с семьями воспитанников ……………………..……………..14
III. Организационный раздел…………………………………………………………………….15
3.1. Материально-техническое обеспечение………………………………………………………15
3.2. Особенности организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной
среды………………………………………………………………..…………………………………21
3.3. Особенности оценки индивидуального развития детей. Мониторинг детей с ТНР,
ФНР……………………………………………………………………………………………………..22
3.4.Литература………………………………………………………………………………………...22

I Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Федеральным государственным
стандартом дошкольного образования.
Рабочая программа разработана на основе:
-Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, для
детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
-Коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих нарушения речевого развития:
Н.В. Нищева. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии
с ФГОС ДО, 2015 г.).
-Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.– М.: Просвещение, 2010г.
Рабочая программа предназначена для коррекционного обучения, воспитания и развития
детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с сохранным слухом и интеллектом, имеющих
отклонения в речевом развитии.
Программа рассчитана на дошкольников с речевой патологией.
Теоретической и методологической основой программы являются:
-положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии
ребенка;
-учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом
подходе в системе специального обучения;
-исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные
Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Программа создает условия для оказания помощи детям с нарушением речевого развития в
освоении основной образовательной программы дошкольного образования; позволяет
своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех
трудностей, которые являются причиной возникновения дезадаптации.
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством и иными
нормативными правовыми актами, локальным актами МАДОУ, регулирующими деятельность
учреждения дошкольного образования:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями от 7 мая, 7 июня, 23июля, 25 ноября 2013 г.);
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. N 03-248
«О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2013 г. N 08-1049 «Об
организации различных форм присмотра и ухода за детьми»;
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2006 г. N 03-2998 «О
методических рекомендациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного
возраста»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15
мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных

организаций»;
8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии
к ФГОС дошкольного образования» (Разработаны ФГАУ «Федеральный институт развития
образования»);
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N
761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования» с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.;
10. Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзора) №
01-52-22/05-382 от 07.02.2014
12. Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад №2 «Улыбка»
13. Локальные акты МАДОУ №2
Рабочая программа реализуется в условиях логопедического пункта дошкольного
образовательного учреждения – детский сад №2
1.1 Цели и задачи реализации рабочей программы логопеда по осуществлению
коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени
выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи,
содержание иформы логопедического воздействия.
Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и
лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и
навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи
(ФНР, ТНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие
слуховоговосприятия;
- нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико-грамматических категорий и связной речи
(монологической
идиалогической речи).
1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом
следующих
принципов:
- принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и
психическогоразвития детей с нарушениями речи;
- онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностейкаждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересовкаждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований,методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным
особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- принцип обеспечения активной языковой практики.
1.3 Значимые характеристики возрастных особенностей воспитанников
В логопедический пункт зачислены дети, имеющие заключения тяжёлое нарушение
речи и фонетическое недоразвитие речи.
Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ТНР, ФНР
Характеристика особенностей детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
(ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов
формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за
дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией,
дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно - фонематической
формы.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно
становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это
операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных
звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения
произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов
формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустикоартикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет
на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия
может быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к
разнымфонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в
слове.Основные проявления, характеризующие ФФНР:
• недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот
же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков;
• замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е.
сложные звуки, заменяются простыми. Например, группа свистящих и
шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л»,
«ш» заменяетсяна «ф»;
• смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в
различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки
правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или
акустическим признакам;
• другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной,
боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается
слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер
нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень

развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического
восприятия выражается:
- в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- в затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших
психических процессов:
•

внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и
иссякающим,а также — слабо сформированным произвольное внимание,
когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному
заданию переключиться на другой;
• объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку
понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный
материал;
• отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с
преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в
понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания
мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие
чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в
педагогическом плане характеризуются следующим образом:
- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на
занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в
течение длительного времени;
- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-,
четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера .
Характеристика особенностей детей
с общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности,
сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех
компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном
слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может
варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями
лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). В
настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех
компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный
словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, лепетных слов.
Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность
употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных
предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и
наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный
словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание
категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков

носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка
возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и
глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых
предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые
нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении
грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с
существительными, отмечается смешение падежных форм и т. Д.
Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас
ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми
действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только
оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и
звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи
(большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой
речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика
ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление
лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует
существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с
приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных.
По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно
употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с
существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем
замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении,
замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной
слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за
взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя
отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и
суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется
незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается
недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны
своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка
удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения.
Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах.
Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все
это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки
при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительноласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме
того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе
соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи.
Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными
придаточными.
Характеристика речи детей
с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют
нарушений фонематического слуха и восприятия.

ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и
фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться
расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило,
такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной
моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно
выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук
искажается. (Моторное нарушение речи).
Такие расстройства могут проявляться:
• в отсутствии (пропуске) звука
• в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное —
ш и т.д.Чаще всего нарушаются:
1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука,
но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют
дополнительных движений языка (м, н, п, т).
1.4 Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной
образовательной программы дошкольного образования:
Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной
области «Речевое развитие»
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с
ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера
программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут
сравниваться с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего
образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры базируются на ФГОС ДО и задачах Программы. Целевые ориентиры
даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного
образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного
образования) в соответствии с Программой относятся следующие социально-нормативные
характеристики возможных достижений ребенка.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет
инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет
пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или
по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что
обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в
различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать
себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка
сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам
деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и
сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах
деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым
усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования.
В случае невозможности комплексного освоения воспитанниками с ОВЗ программы из-за
тяжести нарушений развития, подтверждённых в установленном порядке психолого-медикопедагогической комиссией, результаты освоения основной образовательной программы
определяются с акцентом на социальную адаптацию и социальное развитие воспитанников.
Промежуточные планируемые результаты по образовательной области
«Речевоеразвитие»
Ребенок 5-6 лет, посещающий логопедический пункт ДОУ, должен обладать
следующимизнаниями, умениями и навыками:
* Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных
фонетическихпозициях и формах речи;
- Дифференцирует все изученные звуки;
* Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.
* Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи,
связнойречи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах
детской деятельности:
- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы
словообразования;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из
личногоопыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает
небольшиелитературные произведения.
* Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый
согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
- правильно употребляет соответствующие термины.
Ребенок 6-7лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать
следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС
«Речевое развитие»:
* Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических
позициях и формах речи;
- Дифференцирует все звуки;

* Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать
и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и
завершения разговора.
* Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи,
связнойречи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах
детской деятельности:
- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением,
активнопользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными
средствами языка;
- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения
разныхвидов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие
литературныепроизведения, составляет по плану и образцу описательные и
сюжетные рассказы;
- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах,
различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
* Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи,
правильноиспользует в своей речи;
- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
- способен проводить звуковой анализ слов;
- понимает смыслоразличительную роль фонемы.
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности
отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением
последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в
содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
•
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается
динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка,
итоговом обследовании речевого развития детей на логопункте ДОУ, ежегодном отчете логопеда
и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ. Для диагностики используются
методики логопедического обследования О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда, О. И. Крупенчук
Речевая Карта
Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным
планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым
ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам,
предупреждение трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных
нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в
обществе.

П. Содержательный раздел
Исходной методологической основой содержания коррекционной работы на
логопедическом пункте ДОУ являются положения, разработанные в отечественной
логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В.
Чиркиной и другими.
Рабочая программа логопеда логопункта ДОУ на 2022-2023 учебный год составлена на
основе типовой базовой программы с учетом программы ДОУ и ФГОС ДО:
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического
нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
• Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
• Осуществление
индивидуально ориентированной медико-педагогической
помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей;
• Возможность
освоения
детьми
с
нарушениями
речи
основной
общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном
учреждении.
В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная
область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как
овладение родным языком является одним из основных элементов формирования
личности.
Основными направлениями работы логопеда ДОУ по коррекции и развитию
речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ в соответствии с
образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:
1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие
фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение
места звука в слове;
3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное
употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой
происходит общение;
4. Формирование грамматического строя речи:
а) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и
предложений),в) словообразование;
5. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и
диалогической(разговорной);
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

2.1 Содержание и организация образовательной коррекционнологопедической деятельности в условиях логопедического пункта
ДОУ
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой
организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным

распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе
всех субъектов коррекционного процесса.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР у
детей, зачисленных на логопункт ДОУ, обеспечивает вариативность и личностную
ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и
потребностей детей.
Форма организации обучения на логопедическом пункте ДОУ – подгрупповая и
индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьмидошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это
положение и предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм
остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами,
поставленными Рабочей программой. Учебный год на логопедическом пункте ДОУ
условно делится на 3 периода:
1 период сентябрь-ноябрь;
2 период – декабрь – февраль,
3 период – март – май.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические
подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту НОД,
составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и
воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий (кроме ФЭМП, музыка,
физкультура). В отличие от специализированной группы ДОУ задача коррекции речевой
деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в
расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для
занятий с логопедом. Регламент логопедической НОД составляется таким образом,
чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы. В соответствии с СанПин
продолжительность подгрупповых занятий с детьми 5- го года жизни – 15-20 минут, 6-го
года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут. Для
подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие
сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Количество детей в
подгруппе от 2 до 7 человек.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и
степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными
психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий
15-20 минут. Дети с ТНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении
комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На
индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный
контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи,
корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях
дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и
автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и
обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая
работа логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический
пункт, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого
дефекта.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена
индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с
детьми ТНР – 1-2 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере

устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в
речевой карте ребёнка.
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
рабочейпрограммы логопеда
Исходя из целей и задач Рабочей программы логопеда были составлены
следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом пункте ДОУ на
2022-2023 учебныйгод:
- Годовой план работы логопеда на 2022-2023 учебный год, в который входят планы
работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;
- Перспективный план работы с детьми 5-6 лет с ТНР,ФНР; (см. приложение 1)
- Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ТНР; ФНР (см. приложение 2)
- План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению у воспитанников
на логопедическом пункте ДОУ на 2022-2023учебный год (см. приложение 3)
Методы коррекционной логопедической работы:
1. Наглядные
- непосредственное наблюдение и его разновидности;
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание
игрушеки
картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
2. Словесные
-чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
3. Практические
- дидактические игры и упражнения;
- игры-драматизации и инсценировки;
- хороводные игры и элементы логоритмики
Средствами коррекции и развития речи детей с ФФН являются:
- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетикофонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение
художественной литературы);
- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.

2.3 Формы и приемы организации образовательного коррекционного
процесса налогопедическом пункте ДОУ.
Совместная образовательная деятельность
Образовательная деятельность
логопеда с детьми
в семье
Непосредственно-образовательная
логопедическая деятельность:
1. Подгрупповая НОД
2. Индивидуальная НОД
3. Дидактические игры

1. Выполнение рекомендаций учителялогопеда по исправлению нарушений в
речевом развитии
2. Речевые игры

4. Настольно-печатные игры
5. Компьютерные обучающие
игры
и программы
6. Разучивание скороговорок,
чистоговорок, стихотворений
7. Речевые задания и упражнения
Работа
по нормализации
звукопроизношения, обучению
пересказу, составлению описательного
рассказа

3. Беседы
4. Чтение
книг, рассматривание
иллюстраций
5. Заучивание
скороговорок,
потешек, чистоговорок, стихотворений
6. Игры-драмматизации

2.4 Особенности взаимодействия логопеда с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все
большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и
семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия,
имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются
родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности,
интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга,
театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием
единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся
тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы,
организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы пологопедии.
На 2022-2023 учебный год учителем-логопедом составлен план взаимодействия с
семьями воспитанников логопедического пункта ДОУ, в котором отражены все формы и
методы взаимодействия (план представлен в годовом плане логопеда).(см. приложение
1)
•
На логопедическом пункте ДОУ учитель-логопед привлекает
родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических
рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме и
еженедельно в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации
родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того,
чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и
в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для
домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать
совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с
ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную
позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие
вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку
поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику,
прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и
отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая,
рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое
внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в
школе
•
Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в
группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа
с детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее
знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в
школе.
• Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях,
логопед постоянно обновляет стенд «Уголок логопеда» в коридоре

ДОУ, где собраны различные материалы, которые помогают
родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома,
и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр,
художественные произведения для чтения и заучивания. Так же
логопед выкладывает информацию в cоциальных сетях(WhatsApp,
на сайте МАДОУ)
Без постоянного и тесного взмодействия с семьями воспитанников
коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной.
Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителялогопеда на логопедическом пункте ДОУ.

III Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

№
1
2
3
4

Мебель и предметы интерьера
Наименование
Количество
Настенное зеркало
1
Детские столы
1
Детские стулья
3
Стол для логопеда
1
Стул полумягкий
1
Шкаф для пособий
2
Угловые полки
2
Светильник для подсветки
1
логопедического зеркала в кабинете
Специальное оборудование
Наименование
Количество
Контейнер для ваты
1
Вата
1 упаковка
Салфетки
1 упаковка
Трубочки для коктейля
10

Моторное и конструктивное развитие
Игра «Шнуровка»
2
Песок
1
Игры с прищепками
1
Деревянные пазлы
2
Головоломки «Сложи узор»
2
Су-джоку
1
Массажные мячики
2
Пирамидки
2
Развитие речевого дыхания
№п/п
Наименование
Количество
1.
Наборы бабочек, снежинок
2.
Воздушные шары
3шт.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Мыльные пузыри
Теннисные мячики

3.
4.

1 шт.
2 шт.

Развитие психических процессов
Развивающая игра «Предметы и
1
контуры»
Познавательная игра-лото
1
«Мир вокруг нас»
Игра «Экологические цепочки»
1
Познавательная игра-лото
1
«Большие – маленькие»
Развивающая игра
1
«Найди различия»

1.
2.
3.
4.
5.

№
1.
2.
3.

Автор
О.И. Крупенчук
В.С. Володина
Картинный
материал для
обследования

4.
5.

О.Б.Иншакова
Е.А.Стребелева

№

Альбом для логопеда
Психолого-педагогическая
диагностика развития детей

Количество

1
1

Дидактические игры, пособия, раздаточный материал для занятий
Автор
Название
Количество

2.
3.
4.

Издательство
«Улыбка»
Ю Винклер
Ю Винклер
Самоизготовление

5.

Л.А.Комарова

6.

Л.А.Комарова

7.

Л.А.Комарова

8.

Л.А.Комарова

9.

Л.А.Комарова

10.

Л.А.Комарова

11.

Л.А.Комарова

12.

Л.А.Комарова

1.

Диагностические материалы
Название
Речевая карта
1
Альбом по развитию речи 1
1

Азбука

1

Звуковичок Н,Нь
Звуковичок К,Кь
Артикуляционное
упражнения (карточки)
Автоматизация звука «З» в
игровых упражнениях.
Автоматизация звука «Ль» в
игровых упражнениях.
Автоматизация звука «Р» в
игровых упражнениях.
Автоматизация звука «Ж» в
игровых упражнениях.
Автоматизация звука «Л» в
игровых упражнениях.
Автоматизация звука «Рь» в
игровых упражнениях.
Автоматизация звука «С» в
игровых упражнениях.
Автоматизация звука «Ц» в
игровых упражнениях.

1

1
1
1
1
1
1
1
1

13.

Л.А.Комарова

14.

Л.А.Комарова

15.

Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.

16.

Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.

17.

Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.

18.

Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.

19.

Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.

1.

1.
2.
3.
4.

Автоматизация звука «Ш» в
игровых упражнениях.
Автоматизация звука «Ч,Щ» в
игровых упражнениях.
Домашняя тетрадь
для закрепления
произношения звука Р
Домашняя тетрадь
для закрепления
произношения
звуков Ч, Щ
Домашняя тетрадь
для закрепления
произношения
звуков С, З, Ц
Домашняя тетрадь
для закрепления
произношения звука Рь
Домашняя тетрадь
для закрепления
произношения звука Л

1
1
1

1

1

1

1

Формирование лексико- грамматических категорий
Картотека предметных и
сюжетных картинок для
Н.В. Нищева
автоматизации и
1
дифференциации звуков
разных групп
Н.Е.Арбекова
Развивающая игра.
Развивающая игра.
Развивающая игра

Развитие связного высказывания
«Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»
Рассказы по картинам «Растения»
Рассказы по картинам «Важные профессии»
. Рассказы по картинам «В деревне»

1
1
1
1

3.2. Особенности организации коррекционно-развивающей
предметно-пространственной среды.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:
- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической,
артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
— возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете
логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления
отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в
организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие

творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве
уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый
ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать,
добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным
руководством.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное
чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности
детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и
в вечерний отрезки времени.
Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный
фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная
насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что
ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство
впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие
основной документации:
1. Журнал учета посещаемости логопедической НОД детьми.
2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение
(с 3 до 7 лет).
3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.
4. Речевая карта на каждого ребенка.
5. Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.
6. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ со всеми видами планирования.
7. Тетради для методических рекомендаций родителям по организации занятий с детьми в
домашних условиях.
8.Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная
руководителем дошкольного
образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.
9.Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в
логопедическом кабинете.
10.Ежедневное планирование работы учителя-логопеда
3.3. Особенности оценки индивидуального развития детей.
Мониторинг детей с ТНР, ФНР.
Мониторинг развития ребенка с ТНР, ФНР
Для мониторинга детей с речевой патологией используется О. И. Крупенчук РЕЧЕВАЯ КАРТА
для обследования ребёнка дошкольного возраста, О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда».
Цель: диагностировать уровень речевого развития дошкольника
На логопункте углубленное логопедическое обследование детей осуществляется учителемлогопедом. Углубленный мониторинг проводится в течение сентября.
Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей
общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения
развития различных компонентов речи, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление
уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).
Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную
симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы,
компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.
Мониторинг позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в
соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

После заполнения учителем-логопедом речевой карты каждого ребенка составляется таблица
состояния общего и речевого развития детей. Оценка промежуточных результатов развития
осуществляется в январе после зимних каникул и в конце учебного года. В это время учительлогопед вновь заполняет таблицу состояния общего и речевого развития детей.
Мониторинг развития детей осуществляется также воспитателями в содружестве с психологом,
музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания в начале и в конце
учебного года. Воспитатели заполняют листы индивидуального развития детей дважды.
Проведение диагностики в конце учебного года необходимо в связи с тем, что следует
определить динамику развития каждого ребенка.
3.4. Литература
Агронович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям», С-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г.
Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий
логопеда, Москва «Гном»,2014г.
Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий
логопеда, Москва «Гном»,2013г.
Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Планирование работы логопеда в
подготовительной к школе группе, Москва «Гном»,2012г.
Бардышева Т.Ю., Е.Н. Моносова Я учусь говорить, Москва «Скрипторий 2003», «2013г.
Батяева С. В. Альбом по развитию речи, Москва , 2015г.
Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами, Москва, 2006г.
Бондарь Т.А., Захарова И.Ю., Константинова И.С. , Яремчук М.В. «Подготовка к школе детей с
нарушением эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в
классе»,Москва «Теревинф», 2013г.
Бортникова Е. «Мои первые прописи», издательский дом «Литур», 2013г.
Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи», С-Петербург издательство
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.
Володина В.С. «Альбом по развитию речи», Москва «Росмэн», 2014г.
Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа
и самомассажа, С-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.
Гомзяк О.С. «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня»,
Москва Издательство «Гном», 2013г.
Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартно
го оборудования», С-Петербург издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.
Зырянова Л.Н.,Лужбина Т.В. Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях,
Ростов- на Дону, 2012г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Фронтальные логопедические занятия в подготовленной
группе для детей с ФФН I период,Москва «Гном», 2012г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Фронтальные логопедические занятия в подготовленной
группе для детей с ФФН II период, Москва , 2000г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Фронтальные логопедические занятия в подготовленной
группе для детей с ФФН III период, Москва «Гном», 2010г.
Косинова Е.М
Большой логопедический учебник для самых маленьких, Москва, 2014г.
Левчук Е.А. Материалы из опыта работы на дошкольном логопункте, С-Петербург «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013г.
Морозова В.В. Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателями дошкольных
образовательных организаций, С-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.
Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической
группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3
до 7

лет; Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева
Н.В.,
2014г. (электронный вариант)
Нищева Н.В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной
деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми
нарушениями речи (с 3 до 4 лет и с 4 до 5 лет), С-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей
направленности для тетей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителялогопеда, С-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015г.
Нищева Н.В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной
деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми
нарушениями речи (с 6 до 6 лет и с 6 до 7 лет), С-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
Проектирование основной образовательной программы на основе программы Н.В. Нищевой, СПетербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, С-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой
гимнастики, С-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
О.Новиковская Альбом по развитию речи, Москва, 2014г.
Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах 2015
Русакова Е.С. Тетрадь с прописями. Элементы букв», «Омега»,2012г.
Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит», С-Петербург, издательство «Акцидент»,
1997г.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи, Москва Гном-пресс, 1999г.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, Москва «Просвещение», 2010г.
Шевченко И.Н. «Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи»,
С-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010г
Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста
Москва, 2012г.
Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. «Учителю о детях с недостатками речи»,
Издательство «Аркти», 1997г

ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1

Перспективный план
образовательной деятельности по коррекции речи детей 5-6 лет с ТНР, ФНР,
зачисленныхна логопедический пункт ДОУ
на 2022-2023 уч.г.
(Образовательная область по ФГОС ДО «Речевое развитие»)

Направления
работы
Развитие общих речевых
навыков

I период обучения

II период обучения

III период обучения

(сентябрь, октябрь,
ноябрь)

(декабрь, январь,
февраль)

(март, апрель, май)

1.
Выработка четкого,
координированного движения
органов речевого аппарата.

1.
Продолжить работу над
дыханием, голосом, темпом и
ритмом речи у всех детей.

2. Обучение детей короткому
и бесшумному вдоху (не
поднимая плечи), спокойному
и плавномувыдоху (не надувая
щеки).

2. Познакомить с
различнымивидами интонации:
повествовательной,
вопросительной,
восклицательной.

3.
Работа по
формированию
диафрагмального дыхания.
4.
Работа над мягкой атакой
голоса. Выработка у детей
умения пользоваться громким
и тихим голосом.

1. Продолжить работу
надречевым дыханием.

2.
Продолжить работу над
темпом, ритмом,
выразительностью речи.

Звукопроизношение

Работа над слоговой
структуройслова

1.
Разработка речевого
аппарата, подготовка к
постановке звуков (проведение
общей
и специальной
артикуляционной гимнастики).
2.Уточнение произношения
гласных звуков и наиболее легких согласных звуков
3.Постановкипервоначальное
закреплениенеправильно
произносимых и
отсутствующих в
произношении детей звуков
(индивидуальная работа).
1.
Работа над
односложнымисловами со
стечением согласных в начале
и в конце слова (стол, мост).
2.
Работа над
двухсложнымисловами без
стечения согласных (муха,
домик).
3.
Работа над трехсложными
словами без стечения
согласных (малина, василек).

1.
Продолжить работу по
постановке неправильно
произносимых и
отсутствующих в речи детей
звуков(индивидуальная
работа).
2.Автоматизация и
дифференциация
поставленных звуков.

1. Продолжить работу по
постановке неправильно
произносимых и
отсутствующихв речи детей
звуков
(индивидуальная работа).
2. Автоматизация и
дифференциация поставленных
звуков.

1. Работа над структурой слов
состечением согласных в
начале слова (книга, цветок), в
серединеслова (окно, палка,
карман), в конце слова
(радость).

1. Закрепление слоговой
структуры двухсложных и
трехсложных слов со
стечениемсогласных.

2. Работа над слоговой
структурой трехсложных слов
состечением согласных в
начале слова (сметана) и в
середине слова (пылинка,
карандаш).

2. Работа над слоговой
структурой двух-, трех-,
четырех-, пятисложных слов со
сложнойзвуко-слоговой
структурой
(квадрат, мотоцикл,
квартира,отвертка,
троллейбус, водопровод,
электричество и т.п.).

Развитие языкового
анализа,синтеза,
представлений
(фонематического,
слогового,анализа
предложения)

1. Развитие способности
узнавать и различать неречевые
звуки.
Развитие способности узнавать
и различать звуки речи по
высоте и силе голоса.
3. Дифференциация
речевых инеречевых звуков.
4. Знакомство детей с
анализом исинтезом обратных
слогов.

1. Определение наличия
звука вслове.
3. Определение места звука
вслове.
4. Выделение
гласных
звуков в положении после
согласного вслоге.
5. Осуществление
анализа исинтеза прямого
слога.

5. Преобразование слогов за
счет изменения одного звука

6. Выделение согласного
звука вначале слова.

6. Выделение звука из
ряда других звуков

7. Знакомство с понятиями
«Твердый — мягкий звук», и
«Глухой — звонкий звук».

7. Выделение ударного
гласногов начале слова,
выделение последнего
согласного звука в слове.
8. Выделение среднего
звука водносложном слове.
9. Практическое усвоение
понятий «Гласный — Согласный
звук».

8.Различение слов, близких
позвуковому составу.
9.Определение
количестваслогов
(гласных) в слове.
10.Дифференциация на слух
сохранных звуков по
твердости
— мягкости, глухости
—звонкости.

1. Составление схемы
слова свыделением
ударного слога.
2. Выбор слова к схеме.
Выбор графической схемы к
слову.
4. Преобразование слов за
счет замены одного звука или
слога.
5. Подбор слова с
заданнымколичеством
звуков.
6. Определение
последовательности
звуков вслове.
7. Определение
количества и порядка
слогов в слове.
8. Составление слов из заданной
последовательности звуков.
9. Составление
распространенных
предложений.
10.Анализ предложения из 3 и

11. Составление предложений с более слов.
определенным словом.
12. Анализ предложения
из 2-3слов.

Лексика

Расширение и уточнение
словаря по темам «Здравствуй
детский сад. День знаний»,
«Дети и безопасность . Дети и
финансы», «Осень. Кладовая
природы», «Дары сада и
огорода», «В мире
профессий», «Наши младшие
друзья- животные и птицы»,
«Будем здоровы», «Осень
золотая», «Семь Я», «Россия –
Родина моя», «Техника на
службе человека» , «Неделя
вежливости и хороших манер»,
«Маму я свою люблю»,
«Здравствуй, зимушка-зима»

Расширение и уточнение
словаряпо темам: «Зимние
чудеса. Зимние забавы»,
«Мороз и солнце –день
чудесный!», «Мастерская Деда
Мороза», «Новогодний
калейдоскоп», «Русские
народные праздники»,
«Народное искусство и
культура», «В гостях у сказки.
Сказы Бажова»,
«Транспорт»,»Мир открытий
чудный», «Зимние виды
спорта», «День Защитников
Отечества», «8 марта женский день»,

Расширение и уточнение
словаряпо темам: «Весна»,
«Птицы», «Признаки весны»,
«День смеха», «Встречаем
птиц», «Тайны космоса»,
«Земля -наш дом»,»Неделя
добрых дел»,
«Мир. Труд. Май. Праздник
9 Мая», «поздняя весна»,
«Школьные
принадлежности»,
«Насекомые», «Лето».

Грамматический строй речи
(полексическим темам
периода)

1. Отработка падежных
окончаний имен
существительных
единственногочисла.
2. Преобразование
существительных в
именительном
падеже
единственного числа
вомножественное
число.
Согласование глаголов с
существительными
единственного и
множественногочисла (яблоко
растет, яблоки растут).
4. Согласование
существительных с
прилагательными в роде,
числе,падеже.
5. Согласование
существительных с
притяжательными
местоимениями мой, моя, мое, мои.
6. Образование
существительных с

1. Закрепление употребления
падежных окончаний
существительных в
единственном и
множественном числе.

1. Уточнить значение
простых исложных предлогов
(из-за, из- под), закрепить
правильное употребление
предлогов.

2. Согласование
прилагательных с
существительными в роде,
числеи падеже.

2. Отработать
правильноеупотребление
в речи различных типов
сложноподчиненных
предложений с союзами
исоюзными словами.

3. Согласование
существительны
хс

3. Учить образовывать наречия

уменьшительноласкательнымисуффиксами
по теме «Овощи, фрукты» и
т.п.
7. Согласование числительных
3. два и пять с
существительными

.

числительными.
4. Образование
названийдетенышей
животных.
5. Образование
притяжательных
прилагательных, образование
относительных
прилагательных от
существительных (по
лексическим темам II
периода).
6. Образование
возвратныхглаголов,
дифференциация
глаголов совершенного и
несовершенного вида.
7. Уточнение значения
простых предлогов места (в,
на, под, над, У, за, перед) и
движения (в, из, к,от, по,
через, за). Учить составлять
предложения с
предлогами с
использованиемсимволов
предлогов.

от прилагательных (быстрый
—быстро), формы степеней
сравнения прилагательных
(быстрее — самый быстрый).
4. Обучать подбору
родственныхслов, синонимов,
антонимов, омонимов,
составлению
предложений с данными
словами.
5. Закреплять способы
образования новых
слов спомощью
приставок и
суффиксов, путем сложения
(пароход, самолет, кашевар).

Развитие связной речи

1. Составление простых
распространенных
предложений.
2. Обучение умению задавать
вопросы и отвечать на
вопросы
полным ответом.
3. Обучение составлению
описательных рассказов по
темам: «Овощи»,
«Фрукты»,
«Ягоды», «Деревья»,
«Перелетные птицы», «Дикие
животные», «Посуда»,
«Мебель».
4. Работа над
диалогической речью (с
использованием литературных произведений).
5. Обучение пересказу
небольших рассказов и
сказок(дословный и
свободный пересказ).

1. Закрепить умение
самостоятельно
составлятьописательные
Рассказы.
2. Обучать детей пересказу и
составлению рассказа по
картинеи серии картин.

1. Закрепление умения
самостоятельно составлять
описательные рассказы,
рассказыпо сюжетной картине,
по серии
сюжетных картин, из опыта.
2. Составление различных
типовсложноподчиненных
предложений с союзами
исоюзными словами.
3. Обучение
детей
составлению рассказов из
опыта и творческихрассказов.

Приложение 2

Перспективный план
образовательной деятельности по коррекции речи детей 6-7 лет ,
зачисленных на логопедический пункт ДОУна 2022-2023 учебный год
(Образовательная область по ФГОС ДО «Речевое развитие»)

Направления
работы
Развитие общих
речевых
навыков

I период обучения

II период обучения

III период обучения

(сентябрь, октябрь,
ноябрь)
1.
Выработка четкого,
координированного движения
органов речевого аппарата.

(декабрь, январь,
февраль)
1.
Продолжить работу над
дыханием, голосом, темпом и
ритмом речи у всех детей.

(март, апрель, май)

2. Обучение детей короткому
и бесшумному вдоху (не
поднимая плечи), спокойному
и плавному выдоху (не надувая
щеки).

2. Познакомить с
различными видами
интонации: повествовательной,
вопросительной,
восклицательной.

1. Продолжить работу
надречевым дыханием.
2.
Продолжить работу над
темпом, ритмом,
выразительностью речи.

3.
Работа
по
формированию
диафрагмального дыхания.

Звукопроизношение

4.
Работа над мягкой атакой
голоса. Выработка у детей
умения пользоваться громким
итихим голосом
1.
Разработка речевого
аппарата,
подготовка
к
постановке звуков (проведение
общей
и специальной
артикуляционной гимнастики).
2.
Уточнение
произношениягласных звуков и
наиболее легких согласных
звуков
3.
Постановка
неправильно произносимых

1.
Продолжить работу по
постановке
неправильно
произносимых
и
отсутствующих в речи детей
звуков
(индивидуальная
работа).
2.
Автоматизация и
дифференциация поставленных
звуков.
ипервоначальное закрепление
иотсутствующих
в

1. Продолжить работу по
постановке неправильно
произносимых и
отсутствующихв речи детей
звуков
(индивидуальная работа).
2. Автоматизация и
дифференциация
поставленныхзвуков.

произношении
Работа над слоговой
структуройслова

детей
звуков
(индивидуальная работа)
1.
Работа над
односложнымисловами со
стечением согласных в начале
и в конце слова (стол, мост).
2.
Работа над
двухсложными словами без
стечения согласных (муха,
домик).
3.
Работа над трехсложными
словами без стечения
согласных (малина, василек).

1. Работа над структурой слов
со стечением согласных в
начале слова (книга, цветок), в
серединеслова (окно, палка,
карман), в конце слова
(радость).
2. Работа над слоговой
структурой трехсложных слов
состечением согласных в
начале слова (сметана) и в
середине слова (пылинка,
карандаш).

1. Закрепление слоговой
структуры двухсложных и
трехсложных слов со
стечениемсогласных.
2. Работа над слоговой
структурой двух-, трех-,
четырех, пятисложных слов со
сложнойзвуко-слоговой
структурой
(квадрат, мотоцикл,
квартира,отвертка,
троллейбус, водопровод,
электричество и т.п.).

Развитие языкового
анализа,синтеза,
представлений
(фонематического,
слогового,анализа
предложения)

1. Развитие слухового
вниманияна материале
неречевых звуков (звучащие
игрушки, хлопки).

1. Знакомство со звуками [с][с'],[з]-[з']; [ц], [ш], [ж], [ш]>
[ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж,
Щ, Ч.

2. Знакомство с гласными
звуками: [а], [о], [у], [э], [ы],
[и].

2. Учить полному звуковому
анализу слов типа: мука,
шкаф,аист, кошка (на
материале изученных
звуков).

3. Анализ и синтез
звукосочетаний из 2—3
гласныхзвуков (ау, уа, оуэ и
др.)
4. Выделение гласного в
началеслова (Аня), в конце
слова (пила),в середине
односложных слов (шар, бык,
стол и т.п.).
5. Подбор слов на гласные
звуки.
6. Знакомство с
согласнымизвуками
7. Выделение
изученных согласных
звуков из слова (начало,
конец, середина).
8. Знакомство с понятиями
«гласный звук» и «согласный
звук», «звук» и «буква»,
«твердый согласный звук» и
«мягкий согласный звук».

3. Учить детей различать на
слухтвердые и мягкие
согласные (присоставлении
схемы слова обозначать
твердые согласные синим, а
мягкие зеленым цветом).

1. Знакомство со звуками [и],
[л], [л'], [р], [р']. Знакомство
буквамиИ, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.
2. Обучать звуковому
анализуслов из 3—6 звуков
без нагляд-ной основы,
подбору слов по моделям.
3. Закрепить навыки
слоговогоанализа слов и
анализа пред- ложений.
4. Обучать навыку
послоговогослитного чтения
слов, предло- жений,
коротких текстов.

4. Учить детей
преобразовыватьслова путем
замены или

5. Познакомить детей с двумя

добавления звука.

способами обозначения
мягкостисогласных на письме.

5. Учить детей делить слова
наслоги, ввести понятия
«слово»,
«слог как часть слова».
6. Знакомство с понятием
«предложение», составление
графической схемы
предложенийбез предлогов, а
затем с
простыми предлогами .

а) с помощью мягкого знака
в конце и в середине слов
(конь,коньки);
б) с помощью гласных И, Я, Е,
Ё,Ю.

9. Анализ обратных и прямых
слогов с изученными звукам
(ом,мо и т.п.)
10. Полный звуковой анализ и
синтез трехзвуковых СЛОВ С
изученными звуками (ива,
мак ит. п.)
11. Знакомство с буквами А,
О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г,
П, Т,Ф, К, X.
12. Выкладывание из букв,
чтение прямых и обратных
слогов с изученными
буквами.

7. Познакомить детей с
элементарными
правилами
правописания:
а) раздельное написание
слов впредложении;
б) точка в конце предложения;
в) употребление заглавной
буквы в начале предложения
и всобственных именах;
г) правописание буквы И
послебукв Ж, Ш.
8. Продолжить знакомство с
буквами, учить составлять
словаиз пройденных букв.
9. Обучить по слоговому
чтению слов

Лексика

Расширение и уточнение
словаря по темам «Здравствуй
детский сад. День знаний»,
«Дети и безопасность . Дети и
финансы», «Осень. Кладовая
природы», «Дары сада и
огорода», «В мире
профессий», «Наши младшие
друзья- животные и птицы»,
«Будем здоровы», «Осень
золотая», «Семь Я», «Россия –
Родина моя», «Техника на
службе человека» , «Неделя
вежливости и хороших манер»,
«Маму я свою люблю»,
«Здравствуй, зимушка-зима»

Расширение и уточнение
словаряпо темам: «Зимние
чудеса. Зимние забавы»,
«Мороз и солнце –день
чудесный!», «Мастерская Деда
Мороза», «Новогодний
калейдоскоп», «Русские
народные праздники»,
«Народное искусство и
культура», «В гостях у сказки.
Сказы Бажова»,
«Транспорт»,»Мир открытий
чудный», «Зимние виды
спорта», «День Защитников
Отечества», «8 марта женский день»,

Расширение и уточнение
словаряпо темам: «Весна»,
«Птицы», «Признаки весны»,
«День смеха», «Встречаем
птиц», «Тайны космоса»,
«Земля -наш дом»,»Неделя
добрых дел»,
«Мир. Труд. Май. Праздник
9 Мая», «поздняя весна»,
«Школьные
принадлежности»,
«Насекомые», «Лето».

Грамматический строй речи
(полексическим темам
периода)

1. Отработка падежных
окончаний имен
существительных
единственногочисла.
2. Преобразование
существительных в
именительном
падеже
единственного числа
вомножественное
число.
3. Согласование
глаголов с
существительными
единственного и
множественногочисла (яблоко
растет, яблоки растут).
4. Согласование
существительных с
прилагательными в роде,
числе,

1. Закрепление употребления
падежных окончаний
существительных в
единственном и
множественном числе.

1. Уточнить значение
простых исложных предлогов
(из-за, из- под), закрепить
правильное употребление
предлогов.

2. Согласование
прилагательных с
существительными в роде,
числеи падеже.

2. Отработать
правильноеупотребление
в речи различных типов
сложноподчиненных
предложений с союзами
исоюзными словами.

3. Согласование
существительны
хс
числительными.
4. Образование
названийдетенышей
животных.
5. Образование
притяжательных
прилагательных, образование
относительных
прилагательных от
существительных (по

3. Учить образовывать
наречия от прилагательных
(быстрый —быстро), формы
степеней сравнения
прилагательных (быстрее —
самый быстрый).
4. Обучать подбору
родственныхслов, синонимов,
антонимов,

падеже.

лексическим темам II периода).

5. Согласование
существительных с
притяжательными
местоимениями мой, моя, мое, мои.

6. Образование
возвратныхглаголов,
дифференциация
глаголов совершенного и
несовершенного вида.

6. Образование
существительных с
уменьшительноласкательнымисуффиксами
по теме «Овощи, фрукты» и
т.п.

7. Уточнение значения
простых предлогов места (в,
на, под, над, У, за, перед) и
движения (в, из, к,от, по,
через, за). Учить составлять
предложения с
предлогами с
использованиемсимволов
предлогов.

7. Согласование числительных
два и пять с существительными.

омонимов,
составлению
предложений
даннымисловами.

с

5. Закреплять способы
образования новых
слов спомощью
приставок и
суффиксов, путем сложения
(пароход, самолет, кашевар).

Развитие связной речи

1. Составление простых
распространенных
предложений.
2. Обучение умению
задавать вопросы и отвечать
на вопросыполным ответом.
3. Обучение составлению
описательных рассказов по
различным лексическим
темам сиспользованием
опорных схем и мнемотаблиц.
4. Работа над
диалогической речью (с
использованием
литературных
произведений).
5. Обучение пересказу
небольших рассказов и
сказок(дословный и
свободный пересказ).

1. Закрепить умение
самостоятельно составлять
описательные Рассказы. 2.
Обучать детей пересказу и
составлению рассказа по
картинеи серии картин.

1. Закрепление умения
самостоятельно составлять
описательные рассказы,
рассказыпо сюжетной картине,
по серии сюжетных картин, из
опыта.
2. Составление различных
типовсложноподчиненных
предложений с союзами
исоюзными словами.
3. Обучение
детей
составлению рассказов из
опыта и творческихрассказов.

Приложение 3

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ У
ВОСПИТАННИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
ДОУ
на 2022-2023 учебный год

Подготовительный этап
Задача:
Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а
именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх
испециальных упражнениях;
в) формировать

и

развивать

артикуляционную моторику

до

уровняминимальной достаточности для постановки
звуков;
г) укреплять физическое здоровье воспитанников логопедического пункта
ДОУ (консультации врачей - узких специалистов при необходимости
медикаментозное лечение, массаж).

I. Формирование произносительных умений и

навыковЗадачи:
а) устранять дефектное звукопроизношение;
б) развивать

умения

и навыки дифференцировать

сходныеартикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков в такой последовательности:

✓ свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
✓ шипящий Ш
✓ соноры Л, Ль
✓ шипящий Ж
✓ соноры Р, Р'
✓ шипящие Ч, Щ

звуки,

Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
•

для свистящих: «Улыбка»,
«Щеточка»,

«Заборчик», «Лопатка», «Желобок»,

«Футбол», «Фокус»;
•

для шипящих:

«Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка»,

«Грибок»,

«Погреем руки»;
•

для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка»,

«Грибок»,

«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
•

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и
впоследнюю очередь - в слогах со стечением согласных
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со
стечениемсогласных;
в)

Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и

параллельновырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация каждого исправленного звука в словах.

Проводится

по

следам

автоматизации

в

слогах,

в

той

же

последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно
вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по
автоматизации звуков в словах дети сосходными дефектами объединяются в подгруппы.
Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные
предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки,
стихотворения с данным словом.

5. Дифференциация звуков:

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ,Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й,
6. Автоматизация в спонтанной речи.

(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и
т.д.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».