Содержание Паспорт Программы развития 2 Пояснительная записка 6 Раздел I. Информационная часть 7 1.1. Информационная справка 7 1.2. Основные характеристики образовательного учреждения 8 1.3. Структура образовательного учреждения 9 Раздел II. Аналитическая часть 9 2.1. Анализ результатов реализации прежней Программы развития 9 2.2. Анализ образовательной деятельности 14 2.3. Анализ сотрудничества с семьями воспитанников 16 2.4. Анализ кадрового состава 17 2.5. Анализ внешних связей 19 2.6. Анализ материально-технического обеспечения 19 Раздел III.Концепция Программы развития на 2022-2026 г.г. 21 3.2. Основные направления развития 26 3.3. Мероприятия по реализации Программы развития 27 3.4. Механизмы реализации Программы развития 31 3.5. План реализации проектов в рамках Программы развития 33 Раздел IV. Оценка эффективности Программы развития 38 4.1. Ожидаемые результаты реализации Программы развития 38 4.2. Критерии и показатели оценки реализации Программы развития 38 4.3. Ресурсное обеспечение Программы Развития 40 4.4. Контроль за выполнением Программы Развития 40 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование учреждения Документы, послужившие основанием для разработки программы развития муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Улыбка» г. Сысерть (далее МАДОУ) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. Национальный проект «Образование», утв. президиумом Совета при президенте РФ (протокол от 03.09.2018№10). Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой проекта "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"». Федеральный государственный образовательный дошкольного образования (ФГОС ДО). стандарт Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Профессиональный стандарт педагога. Назначение программы Устав МАДОУ №2 «Улыбка». Программа развития предназначена для определния модели и перспективных направлений развития МАДОУ и отражает тенденции изменений, главные направления обновления содержания образовательной деятельности, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов и современных требований. 2 Статус программы Локальный нормативный акт – Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Улыбка» г. Сысерть на 2022- 2026 годы (далее Программа). Название Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Улыбка» на 2022-2026 г.г. Творческий коллектив педагогических работников Разработчики муниципального автономного дошкольного образовательного программы учреждения «Детский сад №2 «Улыбка» Временная творческая группа по проектированию Программы: Кадникова И.А. – заведующая МАДОУ № 2, Данилова О.Б. – заместитель заведующей по УВР 1. Повышение качества образовательных и коррекционных услуг Цели в организации, с учётом возрастных и индивидуальных программы особенностей детей. развития 2. Модернизация материально-технической базы организации, цифровизация образовательной деятельности. 3. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного образования с учётом потребностей и возможностей детей. 4. Повышение безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации Задачи 1. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного образования и начального образования. 2. Внедрение дистанционных образовательных технологий и элементов электронного обучения для детей от 5 лет. 3. Цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе документооборота. 4. Создание открытой и доступной системы дополнительного образования для развития детских способностей. 5. Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 6. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы организации. 7. Повышения безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей. • 8. Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития детей. Сроки реализации Программа реализуется в период 2022-2026 гг. программы Основные 1 этап - организационный: создание условий для реализации 3 направления развития организации программы (2022-2023 учебный год); 2 этап - практика - реализационный (2023 – 2024, 2024-2025 учебные года); 3 этап - заключительно - аналитический (2025-2026 учебный год) Целевые индикаторы и показатели успешности реализации программы • Удовлетворенность 80 % участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. • Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. • Благоприятные показатели физического, психического здоровья воспитанников. • Рост числа работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии. • Обучение 90 % педагогов по программам для работы с детьми с ОВЗ. • Увеличение числа социальных партнеров, сотрудничества в сетевой форме реализации образовательных программ с организациями округа и города научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности. • Обновление материально-технической базы на 40 %. • Снижение несчастных случаев с работниками и детьми, происшествий на территории организации Бюджетные и внебюджетные средства, благотворительность, участие в Грантах и конкурсах. Финансовое обеспечение программы Ожидаемые результаты • • • • • Для Учреждения: повышение конкурентоспособности учреждения; улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования, в том числе обучение и воспитание инвалидов и лиц с ОВЗ. Для воспитанников: получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ; улучшение состояния физического, психического и социального здоровья. Для педагогического коллектива: повышение интереса к профессии и развитие 4 Контроль исполнения Программы Принятие и утверждение Программы профессиональной компетентности; • рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ; • развитие базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях Учреждения. Для семьи: • сохранение здоровья ребенка и успешность его при поступлении в школу; • расширение области участия родителей в деятельности Учреждения (участие в образовательном процессе, в проведении совместных мероприятий); • укрепление отношений взаимодействия Учреждения и семьи. Для социума: • реализация системы социального партнерства; • расширение образовательного пространства через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования г. Сысерть. • повышение уровня правовой культуры всех участников образовательного пространства. • превращение воспитательно – образовательного пространства МАДОУ в благоприятную среду для развития индивидуальности каждого воспитанника. • Комплексная система мониторинга качества образовательного процесса, эффективности реализации всех структурных блоков программы. • Внутренний контроль администрация учреждения. • Педагогический совет один раз в календарный год информирует трудовой коллектив и родителей о ходе реализации Программы. Программа принята Решением педагогического совета МАДОУ № 2, утверждена приказом заведующего, согласована с администрацией СГО. 5 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность разработки программы развития МАДОУ обусловлена изменениями в дошкольном образовании страны связанными с вступлением в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» и введением федерального государственного стандарта дошкольного образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» признает дошкольное образование как новый уровень общего образования в России, тем самым определяет значимость системы дошкольного образования. Важной задачей является усиление образовательного потенциала дошкольного учреждения, поддержка разнообразия детства, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающее социальную ситуацию его развития, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника. В современных условиях реформирования образования, МАДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему, в которой ребенок рассматривается как субъект в собственном образовательном процессе, на развитие которого он активно влияет. В стандартах образовательный процесс опирается непосредственно на детский опыт обучения, что в широком смысле влечет за собой социальную и культурную включенность детей в образовательный процесс. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Одной из наиважнейших управленческих функций в образовании является прогнозирование деятельности образовательного учреждения. И это в первую очередь относится к разработке и реализации программы развития дошкольного учреждения. Необходимость введения данной программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в МАДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий. Программа создана с учетом запросов родителей и социума на дошкольное образование обучающихся в МАДОУ №2. Мониторинг запросов родителей в сфере образования показал, что родители предпочтение отдают программам подготовки детей к школьному обучению, а не формированию у них компетентностей и личностных качеств. Недостаточная информированность родителей о современных целях и вопросах дошкольного образования определяют использование новых форм взаимодействия МАДОУ и семьи в реализации программы. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с 6 открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества, примерно большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов. Необходимость введения дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в Программе, с целью вовлечения детей в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая эмоционально - чувственный опыт учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Программа развития включает целевые программы, которые отражают приоритетные направления развития учреждения. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие образовательного учреждения, достижения результатов деятельности образования к потребностям ребенка. Программа развития МАДОУ «Детский сад №2 «Улыбка» на 2022-2026 гг. является управленческим документом и после утверждения является обязательным для исполнения всеми участниками образовательных отношений. 1.1. Раздел I. Информационная часть Информационная справка о МАДОУ №2 «Улыбка» Адрес: 624022, Свердловская область, г. Сысерть, микрорайон «Новый», №36, ул. Карла Макса, 132 Телефон: 8(343) 7-40-15, 7-40-27 E-mail: 2madou@mail.ru Адрес сайта ДОУ: https://2ulybka.tvoysadik.ru/ Учредитель: Администрация Сысертского городского округа. Начальник УО СГО: Колясникова Оксана Сергеевна. МАДОУ «Детский сад № 2 «Улыбка» функционирует на основе Устава, зарегистрированного от 12.02.2016 г. № 351 и Лицензия Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на осуществление образовательной деятельности серия 66 Л 01 № 0005889 от 26.12.2016, регистрационный № 19192. Заведующая: Кадникова Ирина Александровна Режим работы МАДОУ: 10 часов, рабочая неделя – 5 дней Основная функция МАДОУ: воспитание и обучение, обслуживание, уход, присмотр, оздоровление. Основные виды услуг: развивающие, оздоровительные, образовательные. Принцип комплектования групп: одновозрастное. 7 Рассчитан на 405 мест согласно нормам. Списочный состав - 340 детей Среднегодовая посещаемость - 89 %. Количество групп – 18, ранний возраст – 4 группы, дошкольных – 14 групп. 1.2. Основные характеристики образовательного учреждения 1.2.1. Основными задачами деятельности МАДОУ являются: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; - обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно эстетического и физического развития детей; - воспитание с учѐтом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 1.2.2. Предмет деятельности МАДОУ включает следующие направления: 1) создание благоприятных условий, приближѐнных к домашним, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; 2) обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; 3) психолого-педагогическое сопровождение ребѐнка в соответствии с особенностями его развития; 4) осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями и направленностью образовательных программ; 5) обеспечение защиты прав воспитанника, сохранности его жизни и здоровья. 1.2.3. Для достижения целей МАДОУ осуществляет следующие виды деятельности: 1) реализация образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности; 2) осуществление присмотра и ухода за детьми; 3) организация питания, медицинского обслуживания и психолого- педагогического сопровождения воспитанников; 4) обеспечение физического и эмоционального благополучия воспитанников; 5) выявление и развитие способностей воспитанников, их интересов и склонностей; 6) обеспечение социально-бытовых условий в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством 8 1.3. Структура образовательного учреждения В детском саду функционирует 18 групп, из них: № Группа Количество Возраст групп 1. Группа раннего 3 2-х - 3-х лет возраста 3 2. младшая группа 3-х - 4-х лет 3 3. средняя группа 4-х - 5-ти лет 4 4. старшая группа 5-ти - 6-ти лет 4 5. Подготовительные 6 - 7 лет группы Итого: 18 групп С 2-х до достижения школьного возраста Количество детей 69 58 62 80 71 Раздел 2. Аналитическая часть 2.1. Анализ результатов реализации прежней программы развития МАДОУ Программа развития МАДОУ № 2 «Улыбка» на 2016-2021 гг. выполнена в полном объеме. Все проекты доказали свою актуальность, их реализация будет продолжена в различных формах. Анализ реализации образования» Задачи проекта Корректировка основной образовательной и программы МАДОУ № 2 с учетом изменений законодательства в области дошкольного образования; Разработка адаптированных образовательных программ Обновление предметноразвивающей среды, способствующей реализации нового содержания и проекта «Достижение современного качества Результат выполнения В основную образовательную программу МАДОУ № 2 на 2020-2022 уч. г. утвержденную приказом от 31.08.2020 № 100 ежегодно вносятся изменения в организационный раздел. Изменения принимаются на педагогическом совете и утверждаются приказом. Воспитательно-образовательный процесс в МАДОУ строится в соответствии с ФГОС ДО. В 2020 гору разработана и реализуется Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР В 2021 году разработана и реализуется Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР Развивающая предметно-пространственная среда в группах существенно пополнилась. Приобрели 6 ноутбуков, экран для проектора 2 штуки, планшет 1 шт. 1 принтер МФУ, 4 принтера, монитор 1 шт., акустическая система 1 шт. Лего-конструкторы и 9 достижению новых крупный напольный конструктор, физкультурное образовательных оборудование, серия кукол по профессиям и результатов национальностям нашей Родины, игровые комплексы для исследовательской деятельности «Юный химик, биолог» с микроскопом и т.д. В 2021 г. в рамках городского проекта по благоустройству «Дорога в сад» были приобретены игровые пособия «Крестики-нолики», «Лабиринт», «Барабаны», «Металлофон», «Солнечные часы», Стенды Погода и Времена года. Создание системы В МАДОУ внедрена электронная система мониторинга мониторинга, достижений детьми результатов освоения основной обеспечивающего образовательной программы МАДОУ. Ежегодно в отслеживание качества течение и конце учебного года проводится анкетирование образования как (Гугл-анкета) родителей с целью изучения механизма выполнения удовлетворенности деятельностью МАДОУ и качеством основной оказываемых услуг. образовательной программы МАДОУ № 2 Развитие системы В МАДОУ созданы условия для работы с талантливыми работы с одаренными и одаренными детьми. В 2018 году получена лицензия на воспитанниками через дополнительное образование Воспитанники участвуют в включение различных конкурсах, соревнованиях, неоднократно становились дополнительных победителями и призерами, получили дипломы, грамоты, образовательных услуг и благодарственные письма. Выпускники продолжили активное участие в обучение в организациях дополнительного образования. конкурсном движении. Анализ реализации проекта «Безопасность образовательного процесса» Задачи проекта Продолжить работу по приведению здания и территории в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями. Усовершенствовать работу по антитеррористической, дорожной, пожарной информационной, безопасности Результат выполнения Задача выполнена. Состояние территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения приведено в соответствии с требованиями СП. Задача выполнена. В целях соблюдения антитеррористической безопасности здание оснащено системой наружного и внутреннего видеонаблюдения (20 камер), оснащено дистанционной кнопкой тревожной сигнализации, установлены 2 видеодомофона на входные двери. Разработана 10 документация по антитеррористической защищенности. В 2020 году разработан паспорт безопасности МАДОУ сроком на 5 лет. Имеется «Положение об организации контрольно-пропускного и внутриобъектного режимов». Безопасность детей осуществляется на основании договора с «Сокра-охрана» ООО ЧОО» Здание оснащено противопожарной сигнализацией (АПС) с системой громкого оповещения и с дистанционной передачей сигнала о пожаре на пульт «01». Усовершенствовали уголок по безопасности, в том числе по ГО и ЧС. Укрепить Задача выполнена. материальноСистема видеонаблюдения содержится в рабочем техническую базу для состоянии, заменили 3 видеокамеры на более качественные обеспечения (антитеррористическая безопасность); проделан ремонт безопасной отмостки здания; проделана модернизация наружного жизнедеятельности в освещения (установлены дополнительные уличные МАДОУ светильники на крыше здания (безопасность образовательного процесса); Анализ реализации проекта «Кадровая политика организации» Задачи проекта Внедрить профессиональные компетенции педагога определенные профессиональным стандартом в практику деятельности МАДОУ; Результат выполнения Задача выполнена. 100 % педагогов прошли повышение квалификации в соответствии с профессиональными стандартами и ФГОС ДО, 3 педагога прошли профессиональную переподготовку 1- по должности «инструктор по ФИЗО», 1 – по должности «Тьютор», 1- профессиональная переподготовка по программе "Методическая деятельность в дошкольном образовании". План курсовой подготовки педагогов реализуется полностью. Должностные инструкции работников приведены в соответствии с Профстандартом. 100 % педагогов владеют компьютером, освоили ИКТ и используют в практике своей работы: заполняют мониторинг развития детей в электронном виде, свои показатели деятельности, ведут страницу с родителями в социальной сети ВКонтакте. 70 % педагогов используют ИКТ в работе с детьми (электронные программы, обучающие фильмы, видеопрезентации). На сайте МАДОУ имеется информация о введении Профессиональных стандартов. Внедрено электронное Портфолио педагога и создано 6 персональных сайтов педагогов. Направить усилия на В течение 4 предыдущих лет произошла частичная смена 11 квалификационное развитие персонала Совершенствовать систему методической службы МАДОУ Осуществлять поддержку по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта на разных уровнях, в том числе через участие в конкурсном движении пед. персонала. Принято 2 молодых педагога, 50 % педагогов детского сада имеют высшее профессиональное образование, 50 % – среднее профессиональное образование. 10 педагогов имеют профессиональную переподготовку по должности «воспитатель». Высшую квалификационную категорию имеют 30 % педагогов, первую – 50 %, СЗД – 6 %, не имеют – 14 %. Создана и работает «Школа наставничества». В практику методической работы стали шире внедряться активные формы: творческие мастерские, обучающие семинары, проекты, акции, конкурсы, мастер-классы, квест-игры, флешмобы. Педагоги внедрили перспективное планирование по региональному компоненту, социальнокоммуникативному развитию в ООП МАДОУ. Ежегодно проходит обучение педагогов по оказанию первой помощи, охране труда, технике безопасности, пожарной, антитеррористической безопасности, антикоррупционной политики в свете действующего законодательства. Задача выполнена с высокой результативностью. Педагоги ежегодно транслируют опыт педагогической деятельности, в том числе участвуют в конкурсах, конференциях городского, регионального и всероссийского уровня: – 2017 г., 2018 г., 2019 г., 2020 г., 2021 г. – муниципальные Педагогические чтения (участники); – 2017 г., 2018 г., 2019 г., 2020 г., 2021 г. – муниципальный Фестиваль педагогических идей (участники); – 2019 г. – муниципальный конкурс «Воспитатель года – 2017» (участие); – 2019 г., 2020 г., 2021 г. Муниципальная конференция «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» (участие); – 2020 г. – районный конкурс методических разработок «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (участники); – 2020 г. – региональный заочный конкурс «Азбука подвижных игр» (участники); – 2020 г. – IX районный фестиваль творчества работников образования СГО «Грани талантов» 1место (призеры); – 2020 г. – муниципальный конкурс «Воспитатель года – 2020» (призеры, 1мето); 2020 г. - Муниципальном конкурсе видеороликов «Я соблюдаю ПДД, а ты?» (участники); - 2020 г.- Международный конкурс "Я помню, я горжусь" (призеры); 12 Обеспечить методическое сопровождение образовательного, оздоровительного коррекционного процессов - 2020 г. - Всероссийского профессионального конкурс для педагогов "Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС" (лауреат 1 степени); 2020 г.- Всероссийский педагогический конкурс медиапроектов "Победный май" (призеры); 2020 г. Международный дистанционный педагогический конкурс "Лучшая педагогическая разработка. Номинация "Конспекты занятий, уроков" (лауреат 3 степени); - 2020 г. - Всероссийский профессиональный конкурс для педагогов «Инновационный поиск в образовании» (лауреат 3 степени); - 2020 г. - Всероссийский педагогический конкурс. Номинация «Обучаемся, играя» (1 место); - 2020 г.- Всероссийский профессиональный конкурс для педагогов «Уроки Победы» (лауреат 3 степени); – 2021 г. – районная спартакиада работников образования СГО (призеры); - 2021 г. – муниципальный конкурс «Воспитатель года – 2021» (призеры, 2 и 3место); - 2021 г. - муниципальный конкурс лучших практик в сфере воспитания граждан Сысертского городского округа (два 2 места, призёры). - 2021 г. - Международный профессиональный конкурс для педагогов «Детям о космосе» (лауреат 2 степени); - 2021 г. - Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Человек. Вселенная. Космос», посвященный 60-летию полета Ю. Гагарина в космос (Диплом куратора конкурса); - 2021 г. - Всероссийский педагогический конкурс «Педагогический проект» (призеры); - 2021 г. - Всероссийский конкурс чтецов «Помнит сердце. Не забудет никогда!» (Диплом куратора конкурса); 2021- Международный профессиональный конкурс воспитателей и специалистов ДОУ. Педагогические технологии в ДОУ» (Диплом лауреата 1 степени). Пополнено методическое сопровождение образовательного процесса: приобретена серия программно-методической литературы по программе «От рождения до школы», сборники по мониторингу освоения образовательной и деятельности, комплекты картин, наглядных и дидактических материалов и художественной литературы для реализации программ. Имеется подписка на электронные журналы «Справочник руководителя ДОУ», «Справочник старшего воспитателя ДОУ», «Справочник 13 Шире использовать электронные образовательные ресурсы и документооборот; Организовать эффективное сетевое взаимодействие с родителями, партнерами детского сада через сеть Интернет. специалиста по ОТ», «Справочник музыкального руководителя» и «Справочник педагога-психолога». Для качественного и современного сопровождения образовательного процесса используются электронные ресурсы на флеш-носителях для воспроизведения по телевизору, на магнитофонах, (фото, видео и аудиозаписи, презентации), интерактивные планшеты, интерактивные доски, мультимедиа. В МАДОУ созданы методические документы в электронном виде (рабочие программы, диагностики, отчеты, аттестационное Портфолио, методические материалы и т.д.). Документооборот в МАДОУ также осуществляется в электронном виде с использованием программы ViPNet. Внедрены электронные программы АИС «Комплектование ДОУ», 1 С Контингент, организовано локальное автоматизированное рабочее место для регистрации результатов рассмотрения обращения граждан. Широко использовались возможности сетевого взаимодействия. Вся актуальная информация размещена на официальном сайте МАДОУ. Все педагоги владеют сетевыми формами взаимодействия с родителями через мессенджеры, Вотсап, Телеграмм, скайп. В открытых группах в Контакте, Телеграмм регулярно публикуются консультации для родителей, обновляются новости МАДОУ, фоторепортажи о достижениях воспитанников. Родители включаются в решение вопросов МАДОУ путем анкетирования, опросников, обсуждений в беседах. Анализ наглядно показал, что в МАДОУ созданы условия, способствующие разностороннему развитию детей в соответствии с потенциальными возможностями учреждения (кадровыми, материально-техническими), и предполагающие его динамичное планомерное развитие в соответствии с требованиями законодательства и потребностями родителей. По итогам анализа Программы развития детского сада на период 2016-2021 годы можно сделать вывод о готовности МАДОУ № 2 «Улыбка» работать в режиме развития и реализации ключевых приоритетов Национального проекта «Образование». 2.2. Анализ образовательной деятельности Актуальное состояние: В детском саду реализуется Основная общеобразовательная программа. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 Улыбка» (далее МАДОУ) реализует основную 14 образовательную программу дошкольного образования (далее ООП) в группах общеразвивающей направленности. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 20 мая 2015 года № 2/15). Программа реализуется не только в процессе непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. ООП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, и направлена на разностороннее развитие детей с 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа воспитания Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Улыбка» разработана в 2021 году и является локальным документом, компонентом к основной общеобразовательной программе дошкольного образования учреждения, не противоречит ее принципам, целям, задачам и содержанию. Программа воспитания составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, путем выявления воспитательных задач общеобразовательной Программы и объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Для оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей от 0- х месяцев до 7-ми лет, не посещающим детский сад проводятся консультации в рамках «Консультационного центра» МАДОУ (с использованием дистанционных форм консультирования). По запросу родителей (законных представителей) детей интересующая информация размещается на сайте детского сада. Охват детей от 5 до 7 лет конкурсным движением составляет 93%. При этом превалируют конкурсы соревновательной направленности как в очном формате, так и в заочном формате участия по причине нестабильной эпидемиологической ситуации посредством интернет-конкурсов. Проблемное поле: Требуется внедрение спектра дополнительного образования путем реализации программ различных направленностей. Но также наблюдается нехватка площадей для организации и проведения новых услуг (в случае открытия). У ряда детей из года в год отмечается достаточно низкий уровень сформированности познавательных функций, любознательности. Недостаточный 15 опыт в ведении образовательной работы в условиях индивидуализации образования и компетентностного подхода. Перспективы развития: Содействие развитию конкурсного движения посредством привлечения родительской общественности через активизацию консультативной деятельности, информационному освещению этапов и результатов конкурсов, фестивалей, соревнований. Необходимость внедрения новых технологий в образовательный процесс на основе детских интересов и потребностей, индивидуальных особенностей. Необходимость изменения планирования образовательного процесса, уход от жесткой регламентации. Возможные риски: Низкая заинтересованность отдельных педагогов и родителей (законных представителей) в подготовке детей к участию в конкурсах. Экономическая ситуация. Кадровая необеспеченность. Увеличение в группе количества детей с особыми образовательными потребностями, которые, по мнению педагогов, требуют большего внимания. Отсутствие или нехватка дополнительных помещений для вновь открытых дополнительных услуг. 2.3. Анализ сотрудничества с семьями воспитанников Социальный статус семей воспитанников: № 1 2 3 4 Семьи Полные семьи Неполные семьи Многодетные семьи Опекунские семьи Количество 305 36 78 8 % 88% 12% 22% 2% Актуальное состояние: МАДОУ осуществляет изучение социального заказа семьи к дошкольной организации, проводит регулярныемониторинговые исследования мнения родителей воспитанников о качествеобразовательного процесса. Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса родителей (законных представителей) показывает, что большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг (98%). Анализ активности родителей в общественной и групповой деятельности МАДОУ показывает, что 80% семей воспитанников МАДОУ принимают активное участие в различных мероприятиях образовательного учреждения, района, города. Также отмечаются растущие запросы родителей на внедрение дополнительных образовательных услуг технической, естественнонаучной, социально-гуманитарной, художественно-эстетической, спортивной направленностей – как по отдельности, так и в комплексе. 16 Часть образовательных запросов родителей (законных представителей) были удовлетворены – в 2020-м году запущены 2 дополнительных общеразвивающих программы «Математические ступени» и «Лего-конструирование». Однако недостаточность (нехватка) свободных помещений в МАДОУ не позволила в полной мере расширить спектр дополнительных образовательных услуг в соответствии с запросом родителей (законных представителей). Проблемное поле: Отсутствие свободных площадей (помещений) для увеличения спектра платных услуг. Перспективы развития: Повышение компетентности родителей по вопросам развития у детей творческой компетентности, познавательной активности и физических качеств в совместной деятельности со взрослыми. Развитие кадрового потенциала педагогов в соответствии с направлениями дополнительного образования дошкольников. Возможные риски: Недостаточное финансирование. Обострение санитарно-эпидемиологической обстановки. 2.4. Анализ кадрового состава Актуальное состояние: МАДОУ укомплектован кадрами согласно штатному расписанию – 100%. Коллектив детского сада характеризуется профессионализмом, стабильностью, инициативностью направленностью педагогической деятельности. Педагогический состав 28 педагогов, в том числе: среднее специальное среднее Соответствие занимаемой должности I категория высшая Курсы повышения квалификации Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физ. культуре высшее Педагогическая специальность Уровень квалификации кадров Всего работников Образование работоспособностью, и инновационной 23 1 2 12 0 1 11 1 1 0 0 0 2 0 0 12 0 0 9 0 0 100% 100% 100% 17 Педагог-психолог Учитель логопед Итого: 1 1 28 1 1 15 0 0 13 0 0 0 0 0 2 1 1 14 0 0 9 100% 100% 100% Ежегодно педагогические работники проходят курсы повышения квалификации, принимают участие в профессиональных конкурсах районного, городского, регионального уровней. Анализ показывает, что 85% педагогических работников принимают участие в конкурсах различного уровня (в большей степени это дистанционный формат конкурсов – интернетконкурсы). У ряда педагогов участие в интернет-конкурсах, творческих конкурсах превалирует над участием в конкурсах профессионального мастерства, районного, городского и регионального уровней. Кроме того, отмечается недостаточность мотивации к мероприятиям по обобщению и распространению собственной педагогической деятельности на уровне города и района. В 2020-м году в период пандемии педагоги МАДОУ активно снимали обучающие занятия для дошкольников в режиме дистанционного обучения. За период пандемии данный формат образовательной деятельности был востребован среди родительской общественности, для которых режим онлайн тоже стал новым этапом. Увеличилось количество просмотров онлайн занятий. 2020-2021 учебном году большинство мероприятий, конкурсы для детей и конкурсы профессионального мастерства проходили в режиме онлайн. Это потребовало от педагогов умений в области ИКТ-компетенций: умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами, пользоваться Интернетом, программным обеспечением, работать с программой Power point, умение работать в программе видео, фото редакторов. Как показала практика только 50% педагогов владело на момент работы в 2020 году ИКТкомпетенциями в полном объеме, у 50% педагогов ИКТ-компетенции были недостаточно сформированы. К 2022 году ИКТ-компетенциями владеют 78% педагогов. Таким образом, можно констатировать период пандемии немного мотивировал педагогов на повышение компетенций владения ИКТтехнологиями. Проблемное поле: Сниженная мотивация педагогов к самообразованию, использованию новых технологий, участию в инновационной деятельности. Недостаточное использование имеющегося профессионального потенциала для обобщения опыта работы в виде подготовки и издания методических пособий, публикаций, не все педагоги стремятся принимать участие в конкурсном движении, требуется дополнительная стимуляция. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах технического образования детей, конструирования, изобретательства, инженерного мышления. Угроза профессионального выгорания в связи с педагогической нагрузкой (недостаточное количество подменных воспитателей). 18 Перспективы развития: Развитие кадрового потенциала педагогических работников в соответствии с образовательным направлением МАДОУ и требованиями Профессионального стандарта. Обновление способов повышения мотивации педагогов для участия в профессиональных конкурсах, транслирование собственного профессионального опыта, создание образовательных проектов. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров в вопросах поддержки детской инициативы, самостоятельности в различных видах деятельности. Возможные риски: Профессиональное выгорание педагогических работников. Невысокая мотивация профессиональной активности педагогов. Отсутствие поддержки со стороны родителей (законных представителей). 2.5. Анализ внешних связей Образовательные Управление образования администрации СГО Центр внешкольной работы СГО Центр детского технического творчества СГО Социальные МАОУ СОШ № 1 г.Сысерти; МБУК Дворец культуры им. И.П. Романенко г. Сысерть; МБУК Сысертская библиотека для детей и юношества имени П.П. Бажова; 60 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской области. МАДОУ в отчетный период активно сотрудничало с партнерами в рамках проведения различных конкурсов, образовательных, воспитательных мероприятий. В период пандемии сотрудничество перешло в большей степени в онлайн-формат. 2.5. Анализ материально – технического обеспечения Актуальное состояние: Учреждение расположено в двух отдельно стоящих зданиях. 1 –двухэтажное типовое здание, в котором функционирует 7 разновозрастных групп общеразвивающей направленности. Здание и участок расположены в зоне с особыми требованиями к качеству окружающей среды, вдали от магистральных улиц и инженерных сооружений по адресу: Свердловская область, Сысертский р-н, город Сысерть, мкр. "Новый", дом № 36. К зданию есть два подъездных пути, имеется стоянка для машин. 2- трехэтажное типовое здание, в котором функционирует 7 разновозрастных групп общеразвивающей направленности. Здание и участок 19 расположены в зоне с особыми требованиями к качеству окружающей среды, вдали от магистральных улиц и инженерных сооружений по адресу: Свердловская обл, Сысертский р-н, город Сысерть, ул. Карла Маркса, дом № 132. Количество мест и воспитанников: здания детского сада рассчитаны на 4 0 5 мест (18 групп). Фактическая наполняемость на конец отчетного периода составляет 355 человек (18 групп). В каждом здании МАДОУ функционируют: • музыкальный зал, оснащенный музыкальными инструментами, аудио и видео аппаратурой, а также детскими музыкальными инструментами. • спортивный зал, оснащенный в полном объеме как стандартным, так и нестандартным спортивным оборудованием; • кабинет педагога - психолога, оснащенный материалами для коррекционной работы с детьми по снятию эмоционального напряжения, по работе с гиперактивными детьми, по развитию социальных навыков. • кабинет учителя - логопеда, оснащенный материалами и оборудованием для индивидуальной коррекции звукопроизношения, развития всех компонентов устной речи и предпосылок обучения грамоте. • методический кабинет – оснащен достаточным количеством методической и художественной литературы, создана электронная библиотека с рекомендациями и опытом для педагогов по всем направлениям реализации задач основной общеобразовательной программы и взаимодействию с родителями, инструментарий для проведения мониторинга развития воспитанников, база передового педагогического опыта. В дошкольном учреждении создана библиотека детской литературы, насчитывающая более 550 экземпляров книг, видеотека по ознакомлению детей с природным, рукотворным и социальным миром, которая постоянно пополняется. Музыкальная фонотека детского сада насчитывает несколько сотен музыкальных произведений классической, народной музыки, детских песен. В наличии разнообразные детские музыкальные инструменты. В каждой возрастной группе для ежедневной помощи педагогу в осуществлении образовательного процесса содержится отобранная в соответствии с рабочей программой учебнометодическая литература для педагогов, художественная литература для чтения детям. Для повышения качества педагогического процесса используются такие информационно-электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы, медиатека и другие. Для работы с детьми используется интерактивная доска (2 шт.), проектор (2 шт.). В групповых помещениях детского сада создана предметно-пространственная развивающая среда, оснащенная дидактическим материалом, пособиями для различных видов детской продуктивно-творческой деятельности (музыкально-театрализованной, художественно-изобразительной, практико-экологической, физкультурнооздоровительной). 20 Проблемное поле: Недостаточное количество интерактивного оборудования в групповых ячейках для реализации внедрения ИКТ в каждой группе, а также демонстрационного материала, современных конструкторов. Перспективы развития: Материально-техническое обеспечение образовательного процесса инновационной деятельности. Возможные риски: Снижение объемов финансирования модернизации развивающей предметнопространственной среды и материально-технической базы учреждения. Таким образом, проблемно-ориентированный анализ деятельности МАДОУ позволяют предположить, что в настоящее время образовательное учреждение располагает необходимыми образовательными ресурсами, способными удовлетворить запрос на получение качественного дошкольного образования, востребованного родителями (законными представителями) и другими социальными партнерами. Детский сад укомплектован руководящими и педагогическими кадрами, специалистами, обеспечивающими функционирование и развитие образовательного учреждения. Однако в настоящее время необходимо совершенствовать условия для получения детьми дошкольного возраста современного для всестороннего развития дошкольников, улучшить материальнотехническую и методическую оснащенность, повышать профессиональную компетентность педагогических работников и удовлетворенность родителей (законных представителей), увеличение спектра дополнительных образовательных услуг, оказываемых в МАДОУ. Раздел 3. Концепция программы развития 3.1. Стратегия развития Стратегические цели развития образования до 2025 года сформулированы в Национальном проекте «Образование» и направляют курс не только на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национальнокультурных традиций, но и на обеспечение возможности самореализации и развития талантовдетей. Одна из задач Национального проекта «Образование» направлена на: - формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Ключевые направления Национального проекта образования определены следующими векторами: 21 -профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - реализация программ повышения квалификации, методической поддержки и сопровождения педагогических работников и управленческих кадров системы образования, развитие навыков работы воспитателей в современной образовательной среде; -совершенствование содержания образования и воспитания, направленного на обновление нормативных и методических документов, определяющих содержание образования, внедрение новых методик и технологий преподавания, развитие программ в образовательных организациях, обеспечение условий для участия детей в мероприятиях патриотической направленности и детских общественных движениях, творческих конкурсах. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2025 года» содержит следующие направления в области дошкольного образования и предполагает: - создание в дошкольных образовательных организациях условий для осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей соответствующей возрастной группы, прежде всего в форме познавательной и исследовательской деятельности; - развитие условий для выявления и поддержки одаренных детей; - развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно- эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; При реализации предыдущей Программы развития большая часть внимания была уделена вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников, воспитанию у детей внутренней потребности к здоровому образу жизни. Разработку новой Программы развития необходимо направить на создание в образовательном учреждении условий для творческого развития и позитивной социализации воспитанников. Реализация новой программы развития, несомненно, предоставит возможность для самореализации детей, будет направлена на создание благоприятного социально-психологического климата для развития всех участников образовательных отношений. Безусловно, особенно актуальным видится создание в дошкольном образовательном учреждении условий наиболее полного раскрытия талантов и способностей воспитанников, их родителей и педагогических работников МАДОУ, расширение масштабов работы по включению всех участников образовательных отношений в познавательную деятельность. Проблемный анализ состояния и тенденций развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – Детский сад № 2 (далее по тексту – МАДОУ) в рамках программы развития на период 2016-2021 годов показывает эффективные результаты ее 22 реализации. Вместе с тем возникает необходимость разработки нового документа, определяющего дальнейшую стратегию развития учреждения, обновления содержания образовательной деятельности, управления дошкольной образовательной организацией. Программа развития МАДОУ (далее – Программа) является документом, позволяющим спроектировать развитие учреждения на следующий период с 2022 по 2026 годы. Одним из ведущих приоритетов дошкольного образования, на основании Распоряжения Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.», является создание благоприятных условий для гармоничного развития детей, развитие системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов, поэтому создание модели образовательного пространства, направленного на социализацию ребенка на основе имеющихся современных образовательных технологий, актуально в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Значимой целевой установкой ФГОС ДО является создание условий для социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Оптимизация социально-психологических и педагогических условий, способствующих формированию и развитию социальных и творческих способностей воспитанников, включает в себя не только обновление развивающей предметно-пространственной среды, но и повышение профессиональной компетентности педагогов в области творческого и социального развития ребенка, внедрение культурных практик и современных образовательных технологий, развития творческих способностей и социальных компетентностей дошкольника, а также, активное вовлечение родителей (законных представителей) в творческую деятельность, создание в образовательном пространстве инновационных элементов через организацию совместной творческой деятельностивзрослых и детей. В процессе творческой деятельности ребенок-дошкольник осваивает и присваивает социокультурный опыт, трансформирует его и создает на этой основе субъективно новый продукт. В то же время, игровой мир включает в себя не только и не столько предметы и объекты. В созданном детьми мире живут различные существа, проявляются социальные связи и отношения, происходят позитивные и негативные события, развертываются различные сюжетные линии. Таким образом, ребенок принимает на себя роль создателя миров, в процессе проживания этой роли осваиваются социальные навыки, развивается эмоциональный интеллект, актуализируется возможность творческого самовыражения. В Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве приоритетных поставлены задачи, связанные с формированием системы поддержки и развития способностей детей, а также с 23 созданием условий для воспитания личности на основе ценностного подхода, с учетом национально-культурных традиций. Закон «Об Образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие и социализацию личности, на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. Дошкольное воспитание - явление социальное и по своему назначению должно готовить детей к жизни, реализации многообразных ролей в контексте «личность, семья, общество». Проблема приобщения к социальному миру и творческим эталонам всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка, и для решения этой проблемы необходимо оказать ребенку квалифицированную поддержку в сложном процессе вхождения в мир людей, приобщение к миру прекрасного, т.к. в процессе творческой деятельности ребенок- дошкольник осваивает и присваивает социокультурный опыт,трансформирует его и создает на этой основе субъективно новый продукт. Поэтому стало необходимым поднять проблему развития социальнопедагогического потенциала ДОУ для развития, взаимодействия и творческого сотрудничества всех участников образовательных отношений в вопросах эффективной социализации и поддержки социальной активности и творческого развития дошкольников и признать их приоритетность и актуальность. Необходимы технологии, которые делают дошкольников активными участниками образовательных отношений, в основе которых лежит идея доверия к природе ребенка как маленького исследователя, опора на его природный познавательный интерес и социально-коммуникативную активность. Исходя из этого, концептуальной основой Программы развития является реализация такой модели образования, которая наилучшим образом будет помогать каждому ребенку, успешно входить и осваивать социальное пространство и проявлять социальную активность и тягу к творчеству. Ведущими ценностями при разработке Программы развития являются: ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества. Пространство детской реализации - это эффективная технология успешной социализации дошкольников, которая способствует поддержке творчества, инициативы, развитию личности ребенка, созданию условий для самореализации. Пространство детской реализации – это такая область, в которой ребенок может демонстрировать себя как личность, обеспечивает развитие личности, поддержку ее индивидуальности, уникальности, неповторимости, предоставляет свободу способов самореализации, открывает путь самостоятельного творческого поиска. Пространство реализации не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает сам ребенок. Организация пространства детской реализации должна помочь ребенку воплотить в жизнь его замыслы и идеи в полной мере, получить опыт построения будущего, а задача педагога заключается в том, чтобы разглядеть способности ребенка, услышать его 24 идеи, поддержать, помочь в их реализации, то есть показать пример сотворения будущего. Но, поскольку это невозможно без освоения прошлого, педагог должен еще и обеспечить ребенка необходимыми знаниями, лежащими в основе познания. Таким образом, решение большинства вышеперечисленных проблем может быть найдено при разработке и внедрении новой концепции организации жизнедеятельности дошкольников на уровне ДОУ. Для этого необходимо разработать алгоритм работы педагогического коллектива по эффективной социализации дошкольников, через организацию пространства детской реализации, внесение изменений в содержании методической, образовательной деятельности, взаимодействии с родителями, социальными партнерами и создать условия для социального развития ребенка. Ключевое направление Программы развития: поэтапная проектная интеграция в образовательный процесс современных эффективных технологий позитивной социализации дошкольников и развитие их творческого потенциала. В детском саду возникает необходимость создания образовательной среды, обеспечивающей пространство для проявления детьми творчества, инициативы, самостоятельности, ответственности, самореализации, что определяет направленность Программы МАДОУ на следующий период. Программа разработана на основе самоанализа и самооценки достижений педагогического коллектива за предыдущий период развития, анализа результатов образовательной деятельности и мониторинга удовлетворенности участников образовательных отношений качеством и условиями образования. Таким образом, Программа развития дошкольного образовательного учреждения объединяет группу проектов, разработанных для достижения цели МАДОУ. Свою миссию коллектив образовательного учреждении видит в создании условий для успешной социализации, гармоничного развития детей дошкольного возраста посредством использования современных педагогических технологий, ресурсов дополнительного образования, а также продуктивного сотрудничества всех участников образовательных отношений. Цель Программы направлена на создание в МАДОУ образовательной среды, способствующей творческому развитию и успешной социализации воспитанников. Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач: 1. Обновить содержание, технологии образования, способствующие успешной социализации и творческому развитию детей дошкольноговозраста. 2. Совершенствовать процесс управления профессиональным развитием педагогов МАДОУ для организации эффективной профессионализации педагогических работников. 3. Создать условия для сотрудничества ДОУ с социальными партнерами, поиск эффективных путей взаимодействия с родителями в вопросах обеспечения успешной социализации и творческого развития детей. 25 3.2. Основные направления развития учреждения 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. Совершенствование образовательной и воспитательной деятельности детского сада через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка-дошкольника. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников детского сада требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ. Корректировка ООП ДО на основе ежегодного педагогического мониторинга в соответствии с потребностями воспитанников. Формирование модели режима дня, недели, года с учетом обновленной модели образовательного пространства. Использование в образовательной деятельности современных развивающих технологий – изучение, внедрение, реализация в соответствии с индивидуальными планами педагогов. Индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности: введение в практику работы по формированию портфолио дошкольника, составление индивидуальных маршрутов развития воспитанников, в том числе с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума детского сада. Выявление и формирование приоритетных направлений воспитательной работы в группах в соответствии с рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы детского сада. 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей. Участие в реализации ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» до 2025 года (распоряжение Минпросвещения от 21.06.2021 № Р-126). Введение новых образовательных программ дополнительного образования. 4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. Создать цифровую образовательную среду, включающую минимум три компонента: • электронный образовательный контент; • инфраструктуру электронных средств обучения – интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, компьютеры, программы, серверы, микрофоны, камеры, доступ к интернет; • информационные системы и технологии – образовательные платформы, ресурсы для онлайн-взаимодействия и др. 26 Внедрить электронный документооборот. 5. Совершенствование системы охраны труда. Внедрение новых мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Актуализировать локальные нормативные акты детского сада в сфере охраны труда. Разработать, утвердить и планомерно осуществлять мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе: • проводить специальную оценку условий труда, оценку уровней профессиональных рисков; • механизировать работы при складировании и транспортировании продуктов, отходов, других тяжелых объектов; • модернизировать оборудование и технологические процессы на рабочих местах с целью снижения содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний и излучений; • обустроить новые или реконструировать имеющиеся места отдыха, психологической разгрузки, обогрева работников, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе. 6. Усиление антитеррористической защищенности организации. Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и обеспечения объекта техническими средствами. Разработать комплексный план мероприятий по усилению антитеррористической безопасности, интегрировать его с антикризисным планом организации. 3.3. Мероприятия по реализации программы развития № Мероприятие Ответственный Срок Результат Выполнение п/п 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды 1 Проведение комплексной оценки качества образовательной деятельности в детском саду Заведующий Заместитель заведующего по УВР Первое Анкетирование полугодие родителей и 2022 педагогов Подбор диагностических материалов, позволяющих контролировать уровень развития детей, качество деятельности педагогов и специалистов 2 Разработка новой образовательной Заведующий Заместитель Второе Разработка ООП полугодие ДО и ее 27 программы 3 заведующего по УВР Обновление Заместитель предметнозаведующего развивающей по АХЧ среды, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования 2022 компонентов Весь период Закупка и установка нового образовательного оборудования, материалов и инвентаря для развития детей 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия 1 Мониторинг и анализ развития детей в новой предметноразвивающей среде Заведующий Заместитель заведующего по УВР Второе Оформление полугодие аналитической 2023 справки 4 Проведение педсовета с целью создания нового проекта ООП ДО, адаптированного под новую среду и потребности воспитанников Заведующий Заместитель заведующего по УВР Второе Протокол полугодие заседания 2022 педсовета 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг 1 Анализ востребованности дополнительного образования Заместитель заведующего по УВР Первое Анкетирование и полугодие опрос родителей 2022 3 Разработка программ дополнительного образования Заведующий заведующего по УВР Второе Образовательные полугодие программы по 2022 открываемым направлениям дополнительного образования 4 Проведение Заведующий педсовета с целью Первое Протокол полугодие заседания 28 определения, как детский сад может участвовать в реализации госпрограмм 2022 педсовета 4. Цифровизации образовательного процесса 1 Анализ доступных Заместитель образовательных заведующего платформ по УВР Первое Оформление полугодие аналитической 2022 справки 2 Проведение заседания педагогического совета Август 2022 3 Родительское Заместитель собрание об заведующего использовании ЭО по УВР и ДОТ в образовательном процессе Сентябрь Протокол 2022 4 Закупка оборудования Заместитель заведующего по АХР Второе Договор поставки полугодие и акт приема2022 передачи товара 5 Установка оборудования, подготовка помещений Заместитель заведующего по АХР Первое Акт полугодие выполненных 2023 работ 6 Повышение квалификации педагогов Заведующий В течение Обучены 50% всего педагогов периода 7 Разработка анкет Заместитель для мониторинга заведующего процесса обучения по УВР 8 Мониторинг качества образовательных услуг с использованием ЭО и ДОТ Заведующий, В течение Проведение педагогические года анкетирования, работники обработка результатов, коррективы образовательного процесса 9 Поддержание Заведующий Заведующий Протокол заседания педсовета Второе Анкеты для полугодие педагогов и 2022 родителей В течение Сайт 29 сайта образовательной организации Заместитель заведующего по УВР года соответствует законодательству и содержит актуальные документы 5. Совершенствование системы охраны труда 1 Проанализировать Заведующий локальные нормативные акты детского сада на внесение изменений в сфере охраны труда Первое Оформление полугодие аналитической 2022 справки 2 Проведение совещания с целью планирования развития системы охраны труда в детском саду Заведующий Второе Протокол полугодие 2022 3 Разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда Заведующий Второе Проект полугодие мероприятий по 2022 улучшению условий и охраны труда 6. Усиление антитеррористической защищенности организации 1 Определение основных положений проведения в детском саду работы по АТЗ, схемы управления, состава комиссий по внутренним проверкам, способов контроля Заведующий Заместитель заведующего по АХЧ Первое Приказы полугодие Локальные 2022 нормативные акты детского сада 2 Разработка плана мероприятий по исполнению ПП РФ от 02.08.2019 Заместитель заведующего по АХЧ Первое Утвержденные полугодие планы 2022 30 № 1006 и плана действий при установлении уровней террористической опасности 3 Разработка плана проведения учений и тренировок по АТЗ Заместитель заведующего по АХЧ Ежегодно Утвержденные в феврале планы 4 Планирование внедрения интегрированной системы безопасности Заведующий Заместитель заведующего по АХЧ Второе Утвержденный полугодие план внедрения 2022 4.2. Механизмы реализации программы развития 1. Заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной программы с целью повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Модернизация и цифровизация управленческих и образовательных процессов, документооборота. 3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами детского сада, существующими в нем процессами. 4. Подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности детского сада. 5. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности. 6. Проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение данных о тенденциях в области личностного развития детей. 31 В рамках Программы развития будут реализованы следующие проекты: • Проект «Ступеньки успеха» - направлен на расширение возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности воспитанников и успешную социализацию. • Проект «Успешный педагог» - направлен на совершенствование процесса управления профессиональным развитием педагогов. • Проект «Союз единомышленников» - направлен на расширение сотрудничества и взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах образования и воспитания детей. 32 3.5. План реализации проектов в рамках Программы развития Планируемый результат Основные мероприятия Ключевые показатели, на достижение которых направлена задача Проект 1. «Ступеньки успеха» Задача 1. Создание условий для развития творческих способностей и познавательной активности дошкольников на основе современных образовательных технологий, способствующих социализации воспитанников. Реализация модулей проекта: Положительная динамика - положительная динамика освоения ООП - «Современные образовательные технологии как средство уровня развития творческих ДО по образовательным областям развития творческих способностей и изобретательства способностей детей «Социально-коммуникативное развитие», дошкольников». «Художественно-эстетическое развитие»; -«Психолого-педагогическое сопровождение творческого и социального развития детей». -увеличение доли воспитанников старшего -«Использование культурных практик в процессе дошкольного возраста с высоким уровнем комплексного творческого развития детей дошкольного развития творческих способностей детей – до 90%; возраста». Участие в конкурсах локального, муниципального, областного уровней Организационная работа по участию в городских социальных акциях. Внедрение новых образовательных технологий, Обновлено содержание - увеличение доли воспитанников, активно способствующих самореализации взрослых и детей в образовательных Программ в участвующих в конкурсах различного области различных видах деятельности. познавательной и уровня исследовательской не менее 80% к 2026 г.; Проведение мероприятий по поддержке познавательного интереса, творческого развития (выставки, конкурсы, проекты) творчества воспитанников Разработка интегративных образовательных проектов деятельности. Повышение творческой активности и инициативы всех участников образовательных отношений 33 Реализация функционирования системы дополнительного Повышение уровня -увеличение доли детей от 5 до 7 лет, образования (увеличение спектра образовательных услуг за предоставляемых услуг. охваченных программами счет оптимизации площадей МАДОУ. дополнительного образования МАДОУ до 50% к 2026 году; Проект 2. «Успешный педагог» Задача 2. Реализовать мероприятия, направленные на совершенствование профессионального развития педагога, как условия педагогического сопровождения творческого и социального развития ребенка. Организация работы по повышению компетентности Создание условий для повышения -увеличение доли педагогических педагогических кадров посредством использования профессионального мастерства работников, прошедших курсы повышения различных форм повышения квалификации по педагогических работников ДОУ квалификации по направлению творческого развития, а также успешной современному содержанию образования и социализации детей дошкольного возраста вебинары; инновационным технологиям - 100%; мастер-классы; обучающие семинары; педагогические мастерские; аттестация. увеличение доли педагогических работников, имеющих первую или высшую Обучение педагогов из числа опытных сотрудников квалификационную категорию –до 90% к «Педагог-наставник дошкольной образовательной 2026г.; организации» Реализация модулей проекта: Развитие творческого потенциала -доля педагогических работников, -«Современные технологии профессионального педагогов, повышение их вовлеченных в инновационную развития педагога»; квалификации в вопросах деятельность; -«Использование культурных практик в процессе содержания дошкольного комплексного творческого развития детей дошкольного -увеличение доли педагогов, образования возраста» представляющих профессиональный опыт педагогическому сообществу в рамках Участие в работе городских методических объединений, научно практических конференций, семинаров, круглых Рост профессиональной мотивации семинаров, практикумов, мастер-классов, в профессиональных изданиях, на конкурсах столов, направленных на диссеминацию педагогических работников профессионального мастерства различного педагогического опыта. 34 Подготовка публикаций педагогов в профессиональных изданиях. Трансляция профессионального опыта на конкурсах различного уровня Создание методических кейсов по организации педагогической поддержки творческого и социального развития дошкольников. уровня – 88% к 2026 г.; - увеличение доли педагогических работников, победителей профессиональных конкурсов – 60% к 2026 г.; Проект 3. «Союз единомышленников» Задача 3. Организовать педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) для повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах обеспечения успешной социализации и творческого развития детей Разработка плана сотрудничества с определением Актуализация потребности родителей - уровень удовлетворенности родителей сроков, целей и конкретных форм взаимодействия, с в образовании ребенка, личностное и (законных представителей) результатами включением мероприятий направленных на развитие творческое развитие деятельности МАДОУ (к 2026 г. – 90%); творческих способностей и позитивную социализацию детей. - доля вовлечения родителей (законных Организация мероприятий для родителей «Дни представителей) в деятельность детского открытых дверей», показ открытых занятий, утренников сада с 60% до 70% (к 2026году). с целью повышения заинтересованности в воспитательно-образовательном процессе и повышения уровня педагогической компетентности Активное участие родителей Организация работы мини-клубов для родителей (законных представителей) в (законных представителей). образовательных мероприятиях МАДОУ, в т.ч. художественной Организация обратной связи с родителями посредством направленности. сети Интернет. Разработка и размещение на сайте МАДОУ анкет для родителей о возникающих потребностях в дополнительном образовании, качестве предоставляемых услуг в МАДОУ. 35 Анализ организации образовательного процесса с целью выявления проблем и потребностей детей, родителей (законных представителей) Повышение качества предоставляемых услуг Раздел 5. Характеристика результатов реализации Программы развития 5.1. Целевые индикаторы и показатели результативности Программы развития по годам Плановое значение показателя № п/п 1 2 3 4 Наименование показателя Единица измерения 2022 год 2023 2024 2025 2026 год год год год Задача 1. Создание условий для развития творческих способностей и познавательной активности дошкольников на основе современных образовательных технологий, способствующих социализации воспитанников. Доля воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем развития процент 45 53 64 70 80 творческих способностей и социально-коммуникативного развития от общего количества воспитанников старшего дошкольного возраста 35 50 55 60 66 Доля воспитанников, принявших участие в мероприятиях районного, городского и процент областного уровней, от общего количества воспитанников ДОУ от 5 до 7 лет (в т.ч. участие в дистанционных конкурсах посредством сети Интернет) Доля воспитанников, участвующих в олимпиадном и конкурсном движении процент 35 50 56 60 66 художественной, физкультурно-спортивной, технической и познавательноисследовательской направленностей, от общего количества родителей Доля воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет, охваченных дополнительными процент 62 69 72 76 80 услугами ДОУ, от общего количества воспитанников старшего дошкольного 36 1 возраста. Задача 2. Реализовать мероприятия, направленные на совершенствование профессионального развития педагога, как условия педагогического сопровождения творческого и социального развития ребенка 75 80 85 90 Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации в процент соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, от общего количества педагогических работников ДОУ 100 2 Доля педагогических работников, принявших участие в профессиональных процент конкурсах, от общего количества педагогических работников ДОУ 70 77 85 90 100 3 Доля педагогических работников, представляющих собственный опыт в различных процент формах районного, городского и областного уровней, от общего количества педагогических работников Доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационную процент категорию, от общего количества педагогических работников ДОУ 45 60 72 79 88 73 79 85 95 100 4 Задача 3. Организовать педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) для повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах обеспечения успешной социализации и творческого развития детей. Доля родителей, удовлетворенных результатами работы ДОУ, в том числе по итогам процент 1 80 82 84 86 90 независимой оценки качества дошкольного образования, от общего количества родителей 2 Доля родителей (законных представителей) – постоянных и активных участников процент 60 62 65 68 70 всего педагогического процесса, полноправных субъектов образовательных от ношений учреждения 3 Количество оказанных услуг психолого-педагогической, методической и единиц консультативной помощи родителям детей от 0-х месяцев до 7-ми лет, не посещающим детский сад, в рамках «Консультационного центра» ДОУ (в том числе с использованием дистанционных форм консультирования) 6 7 10 12 15 4 Количество посещений, просмотров сайта детского сада (активность посещений) 80 102 147 180 200 человек 37 Раздел IV. Оценка эффективности реализации Программы развития 4.1. Ожидаемые результаты реализации программы развития 1. Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. 2. В организации реализуются новые программы дополнительного образования для детей и их родителей. 3. Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в 1-м классе школы. 4. Внедрено и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. 5. Создана современная комфортная развивающая предметно-пространственная среда и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. 6. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. 7. Организация получает меньше замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности. 4.2. Критерии и показатели оценки реализации программы развития Направления развития организации Критерии и показатели оценки 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды Соответствие предоставляемых услуг дошкольного образования критериям районной системы оценки качества дошкольного образования. Удовлетворенность 80 % участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. Обучение 90 % педагогов по программам для работы с детьми с ОВЗ. 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально- Благоприятные показатели физического, психического здоровья воспитанников. Обновление материально-технической базы на 38 технические условия 40 %. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг Удовлетворенность родителей и воспитанников услугами дополнительного образования на 60%. Прирост финансирования организации на 30 % за счет дополнительных платных образовательных услуг, побед в грантовых конкурсах. Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ с организациями округа и города научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности 4. Цифровизация образовательного и управленческого процесса Рост числа работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии 5. Совершенствование системы охраны труда Снижение несчастных случаев с работниками и детьми. Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда. 6. Усиление антитеррористической защищенности организации Отсутствие происшествий на территории организации. Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере безопасности. 39 4.3. Ресурсное обеспечение Программы развития Программа развития МАДОУ может быть успешно реализована при наличии: высококвалифицированных кадров; стойкой мотивации педагогов и родителей к внедрению инноваций вобразовательную деятельность; развитой материально-технической базы (соответствующей требованиям ФГОС ДО); информационного обеспечения образовательного процесса; стабильного финансирования Программы. Реализация программы основывается на реальных возможностях, которыми располагает детский сад. Механизм реализации программы предусматривает использование внутренних и внешних ресурсов: 1. Финансирование программы за счет: бюджетных и внебюджетных средств; освоения методики расчета доходной и расходной части и рационального использования средств. 2. Социальное партнерство с другими социальными институтами за счет: понимания коллективом детского сада значимости партнерства с субъектами внешней среды как взаимовыгодного взаимодействия; освоения механизмов эффективного взаимодействия с субъектами внешней среды; создания позитивного имиджа детского сада. 3. 3.Создание кадровых, нормативно-правовых, научно-методических условий, позволяющих реализовать Программу в полном объеме и в намеченные сроки за счет: приведения в соответствие с требованиями нормативно-правовой и научно-методической базы; дальнейшего развития системы стимулирования в детском саду; системы повышения квалификации педагогов; реализация и увеличение спектра дополнительных образовательных услуг. 4.4. Контроль за выполнением Программы развития Администрация МАДОУ в ходе выполнения Программы развития: -осуществляют координацию деятельности участников Программы по эффективной реализации ее мероприятий, обеспечивающих достижение показателей программы, разрабатывают в пределах своих полномочий локальные акты, необходимые для выполнения Программы; -использует информационные технологии с целью управления реализацией программы, открытости и доступности информации деятельности МАДОУ; - размещает на официальном сайте МАДОУ информацию о ходе и результатах реализации Программы; - готовит публичный доклад с учетом показателей реализации Программы - совместно с педагогическим коллективом: а) разрабатывают перспективный план реализации Программы; б) выявляют технические и организационные проблемы, возможные риски в ходе реализации программы и разрабатывают предложения по их решению. Контроль за выполнением Программы развития предполагает: 1. Периодическое отслеживание результатов: текущих; промежуточных; конечных; отдаленных (сентябрь, декабрь, апрель). 2. Сравнение этих результатов с прогнозом. 3. Корректировку в случае необходимости спрогнозированных целей программы. 4. Доклад о результатах реализации программы. В реализации Программы развития до 2026 г. предусмотрена ежегодная корректировка задач и плана основных мероприятий по их реализации, что позволит сделать ее эффективнее. 41