«Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений». • Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи», М.: МГОПИ, 1993. • Устав Учреждения. • Положение об оказании логопедической помощи МАДОУ № 2. Логопедический пункт является структурным подразделением Учреждения. Открытие и закрытие логопедического Администрации Сысертского городского округа. пункта осуществляется по распоряжению Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание Учреждения вводится должность учителя-логопеда (из расчета не более 25 детей, имеющих заключение ППк Учреждения с фонетическим недоразвитием речи (НПОЗ) на 1 штатную единицу). Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несут родители (законные представители). Рабочее время учителя-логопеда определяется Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (20 часов в неделю). А также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная. 1.1. Цель деятельности логопедического пункта - раннее выявление и преодоление отклонений вразвитии устной речи детей дошкольного возраста. 1.2. Задачи: − коррекция нарушений звукопроизношения; − развитие фонематических компонентов речи; − профилактика дальнейшего нарушения речевого развития, препятствующего освоению образовательной программы дошкольного образования и препятствующего успешному обучению в школе; − воспитание мотивации к вербальному общению; − развитие психических функций, способствующих полноценному речевому развитию. 1.3. Направления деятельности: − Диагностическое: Исследование сенсомоторных, психических и речевых функций. − Коррекционно-развивающее: Создаются условия для эффективной коррекции нарушений звукопроизношения и профилактики отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста с учетом ведущего вида их деятельности. − Информационно-методическое: • оказание консультативной помощи педагогам и родителям; • организация взаимодействия всех субъектов коррекционно- развивающего процесса; • организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению; Срок нового. данного Положения неограничен. Данное Положение действует до принятия В рамках деятельности Логопункта предоставляется услуга в сфере образования «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся в организации, осуществляющей образовательную деятельность» для обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (ППк Учреждения) с рекомендациями об оказании логопедической помощи на Логопункте. I. Порядок оказания логопедической помощи на Логопункте При оказании логопедической помощи Учреждением ведется документация согласно приложению к Положению. Срок хранения документов логопедическойпомощи. составляет 3 года с момента завершения оказания 1. Комплектование логопедического пункта 1.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется на основании заключения психолого-педагогического консилиума (ППк) Учреждения. Заключение ППк Учреждения и личное заявление родителей (законных представителей) являются основанием для зачисления ребенка на логопедический пункт. 1.2. Не подлежат приему на логопедический пункт дети с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена в условиях компенсирующей или комбинированной группы. 1.3. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ППк. 1.4. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производится в течении всего учебного года (по факту наличия мест). 1.5. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. 1.6. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Учреждения. 1.7. Логопедическая диагностика осуществляется не менее 2х раз в год, включая входное и контрольное диагностическое мероприятие, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. 1.8. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта (форма логопедической карты, где фиксируются данные о речевом развитии ребенка). 1.9. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) подгрупповой формах. Количество и периодичность определяется учителем – логопедом с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ППк Учреждения 1.10. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы Учреждения. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.23286 – 15). 2. Организация логопедической работы 2.1. Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется в начале учебного года и в конце учебного года продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое (график утверждается Учреждением), а также в течение года по необходимости. Данные о детях, обследованных на логопедическом пункте, вносятся учителем-логопедом в журнал регистрации. 2.2. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта (форма логопедической карты, где фиксируются данные о речевом развитии ребенка) утверждается на педагогическом совете ДОУ). 2.3. Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми. По мере коррекции нарушений звукопроизношения в течение года детей можно объединять в малые подгруппы (2-3 человека) для занятий по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков. 2.4. Продолжительность коррекционно-развивающих занятий: − индивидуальных от 10 до 20 минут; − подгрупповых от 20 до 30. 2.5. Индивидуальные или подгрупповые коррекционно-развивающие занятия проводятся 2 раза в неделю с каждым ребенком. 2.6. Логопедическим пунктом ведется следующая документация: − речевая карта на каждого ребенка; − рабочая программа учителя-логопеда; − годовой план работы учителя - логопеда; − график работы учителя-логопеда; − расписание логопедических занятий; − отчет об эффективности деятельности логопедического пункта; − журнал учета посещаемости детьми коррекционно-развивающих занятий; − журнал консультаций родителей (законных представителей) ребенка; − тетрадь взаимосвязи логопеда с другими участниками образовательного процесса; 2.7. Выпуск детей с НПОЗ осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи, по решению психолого-педагогического консилиума Учреждения. 3. Участники коррекционно-развивающего процесса 3.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопедическом являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед. пункте 3.2. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями Учреждения, учителями-логопедами других ДОУ города, района, специалистами ТПМПК. 3.3. Учителем-логопедом назначаются лица, соответствующие (до утверждения профессиональных стандартов учителя-логопеда) квалификационным характеристикам, определенным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» 3.4. На учителя-логопеда логопедического пункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты и надбавки), предусмотренные законодательством РФ. 3.5. Учитель-логопед: • Проводит обследование речевого развития детей, регистрирует воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи в отчете обследования детей и направляет данные детей на ТПМПК. • Готовит список воспитанников, рекомендованных к зачислению на Логопункт на учебный год, по итогам ТПМПК в соответствии с предельной наполняемостью. • Определяет периодичность, продолжительность подгрупповых занятий на Логопункте. • Планирует, проводит коррекционно-развивающую работу с воспитанниками по исправлению нарушений в развитии устной речи. • Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи. • Осуществляет диагностику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи. • Оказывает консультативную помощь родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендаций по запросу). • Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы. • Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы Логопункта. 3.6. Заведующий Учреждения: • Обеспечивает создание условий, направленных: проведения индивидуальных или ✓ на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками, имеющими нарушения устной речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме; ✓ на профилактику нарушений в развитии устной речи воспитанников дошкольного возраста. • Обеспечивает комплектование Логопункта. Приказом по Учреждению утверждает список детей, зачисленных в Логопункт. • Осуществляет контроль за работой Логопункта. 3.7. Заместитель заведующего по УВР: • Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста (по запросу). • Контролирует: ✓ применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей; ✓ соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки; 3.8. 4. Родители (законные представители): • Создают в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка. • Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка. Материально-техническая база и финансовое обеспечениеработы логопедического пункта 4.1. Для логопедического пункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Паспорт логопедического кабинета МАДОУ 2 4.2. Логопедический пункт финансируется ДОУ, в ведении которого он находится. На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и ремонт. Приложение №1 к Положению о логопедическом пункте График работы логопедического кабинета на – учебный год Часы работы Рабочие дни время Учитель-логопед Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Консультации по записи: Учитель-логопед Учитель-логопед Приложение №2 к Положению о логопедическом пункте Журнал консультаций родителей (законных представителей) ребенка № п/п Дата Ф.И.О. родителя, Ф.И. ребенка, № группы Тема Рекомендации Ответственный Приложение №3 к Положению о логопедическом пункте Годовой план работы учителя-логопеда Ф.И.О на месяц Вид деятельности учебный год Срок проведения (по декадам)