«Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».
•
Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим
недоразвитием речи», М.: МГОПИ, 1993.
•
Устав Учреждения.
•
Положение об оказании логопедической помощи МАДОУ № 2.
Логопедический пункт является структурным подразделением Учреждения.
Открытие и закрытие логопедического
Администрации Сысертского городского округа.
пункта
осуществляется
по
распоряжению
Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание Учреждения
вводится должность учителя-логопеда (из расчета не более 25 детей, имеющих заключение ППк
Учреждения с фонетическим недоразвитием речи (НПОЗ) на 1 штатную единицу).
Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несут родители
(законные представители).
Рабочее время учителя-логопеда определяется Приказом Министерства образования и науки
РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
(20 часов в неделю). А также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми
(должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая,
подготовительная, организационная.
1.1.
Цель деятельности логопедического пункта - раннее выявление и преодоление
отклонений вразвитии устной речи детей дошкольного возраста.
1.2.
Задачи:
−
коррекция нарушений звукопроизношения;
−
развитие фонематических компонентов речи;
− профилактика дальнейшего нарушения речевого развития, препятствующего освоению
образовательной программы дошкольного образования и препятствующего успешному обучению в
школе;
−
воспитание мотивации к вербальному общению;
−
развитие психических функций, способствующих полноценному речевому развитию.
1.3.
Направления деятельности:
− Диагностическое:
Исследование сенсомоторных, психических и речевых функций.
− Коррекционно-развивающее:
Создаются условия для эффективной коррекции нарушений звукопроизношения и профилактики
отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста с учетом ведущего вида их
деятельности.
− Информационно-методическое:
• оказание консультативной помощи педагогам и родителям;
• организация
взаимодействия
всех
субъектов
коррекционно-
развивающего процесса;
• организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с
требованиями к его оснащению;
Срок
нового.
данного Положения неограничен. Данное Положение действует до принятия
В рамках деятельности Логопункта предоставляется услуга в сфере образования
«Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся в
организации, осуществляющей образовательную деятельность» для обучающихся, имеющих
заключение психолого-педагогического консилиума (ППк Учреждения) с рекомендациями об
оказании логопедической помощи на Логопункте.
I. Порядок оказания логопедической помощи на Логопункте
При оказании логопедической помощи Учреждением ведется документация согласно
приложению к Положению.
Срок хранения документов
логопедическойпомощи.
составляет
3
года
с
момента
завершения
оказания
1. Комплектование логопедического пункта
1.1.
Комплектование логопедического пункта осуществляется на основании заключения
психолого-педагогического консилиума (ППк) Учреждения. Заключение ППк Учреждения и личное
заявление родителей (законных представителей) являются основанием для зачисления ребенка на
логопедический пункт.
1.2.
Не подлежат приему на логопедический пункт дети с логопедическим заключением
«общее недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», так как коррекция
этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена в условиях
компенсирующей или комбинированной группы.
1.3.
Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ППк.
1.4.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производится в течении
всего учебного года (по факту наличия мест).
1.5.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
1.6.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта
руководителя Учреждения.
1.7.
Логопедическая диагностика осуществляется не менее 2х раз в год, включая
входное и контрольное диагностическое мероприятие, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
1.8.
На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая
карта (форма логопедической карты, где фиксируются данные о речевом развитии ребенка).
1.9.
Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
подгрупповой формах. Количество и периодичность определяется учителем – логопедом с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ППк Учреждения
1.10.
Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Учреждения. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015
№26 «Об утверждении СанПиН 2.4.23286 – 15).
2.
Организация логопедической работы
2.1. Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется в начале учебного года и в
конце учебного года продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое (график
утверждается Учреждением), а также в течение года по необходимости.
Данные о детях, обследованных на логопедическом пункте, вносятся учителем-логопедом в журнал
регистрации.
2.2. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта (форма
логопедической карты, где фиксируются данные о речевом развитии ребенка) утверждается на
педагогическом совете ДОУ).
2.3. Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные
коррекционно-развивающие занятия с детьми. По мере коррекции нарушений звукопроизношения в
течение года детей можно объединять в малые подгруппы (2-3 человека) для занятий по
автоматизации и дифференциации нарушенных звуков.
2.4. Продолжительность коррекционно-развивающих занятий:
− индивидуальных от 10 до 20 минут;
− подгрупповых от 20 до 30.
2.5. Индивидуальные или подгрупповые коррекционно-развивающие занятия проводятся 2 раза в
неделю с каждым ребенком.
2.6. Логопедическим пунктом ведется следующая документация:
− речевая карта на каждого ребенка;
− рабочая программа учителя-логопеда;
− годовой план работы учителя - логопеда;
− график работы учителя-логопеда;
− расписание логопедических занятий;
− отчет об эффективности деятельности логопедического пункта;
− журнал учета посещаемости детьми коррекционно-развивающих занятий;
− журнал консультаций родителей (законных представителей) ребенка;
− тетрадь взаимосвязи логопеда с другими участниками образовательного процесса;
2.7. Выпуск детей с НПОЗ осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них
дефектов речи, по решению психолого-педагогического консилиума Учреждения.
3. Участники коррекционно-развивающего процесса
3.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопедическом
являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед.
пункте
3.2. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями Учреждения, учителями-логопедами
других ДОУ города, района, специалистами ТПМПК.
3.3. Учителем-логопедом
назначаются
лица,
соответствующие
(до
утверждения
профессиональных
стандартов
учителя-логопеда)
квалификационным
характеристикам,
определенным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
3.4. На учителя-логопеда логопедического пункта распространяются все льготы и преимущества
(продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты и надбавки),
предусмотренные законодательством РФ.
3.5.
Учитель-логопед:
•
Проводит обследование речевого развития детей, регистрирует воспитанников, нуждающихся
в логопедической помощи в отчете обследования детей и направляет данные детей на
ТПМПК.
•
Готовит список воспитанников, рекомендованных к зачислению на Логопункт на учебный
год, по итогам ТПМПК в соответствии с предельной наполняемостью.
•
Определяет периодичность, продолжительность
подгрупповых занятий на Логопункте.
•
Планирует, проводит коррекционно-развивающую работу с воспитанниками по исправлению
нарушений в развитии устной речи.
•
Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет
индивидуально
ориентированные
коррекционные
мероприятия,
обеспечивающие
удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в
развитии устной речи.
•
Осуществляет диагностику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в
Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы
логопедической помощи.
•
Оказывает консультативную помощь родителям (законными представителями) по
преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной
работы, дает необходимые рекомендаций по запросу).
•
Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.
•
Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы Логопункта.
3.6.
Заведующий Учреждения:
•
Обеспечивает создание условий, направленных:
проведения
индивидуальных
или
✓ на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками, имеющими
нарушения устной речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме;
✓ на профилактику нарушений в развитии устной речи воспитанников дошкольного возраста.
•
Обеспечивает комплектование Логопункта. Приказом по Учреждению утверждает список
детей, зачисленных в Логопункт.
•
Осуществляет контроль за работой Логопункта.
3.7.
Заместитель заведующего по УВР:
•
Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников
Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста (по запросу).
•
Контролирует:
✓ применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию
отклонений в речевом развитии детей;
✓ соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной
нагрузки;
3.8.
4.
Родители (законные представители):
•
Создают в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка.
•
Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений
ребенка.
Материально-техническая база и финансовое обеспечениеработы логопедического пункта
4.1.
Для логопедического пункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий
требованиям Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций. Паспорт логопедического кабинета
МАДОУ 2
4.2. Логопедический пункт финансируется ДОУ, в ведении которого он находится. На
администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, его
санитарное состояние и ремонт.
Приложение №1 к
Положению о
логопедическом пункте
График работы логопедического кабинета
на
–
учебный год
Часы работы
Рабочие
дни
время
Учитель-логопед
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Консультации по записи:
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Приложение №2 к
Положению о
логопедическом пункте
Журнал консультаций родителей (законных представителей) ребенка
№
п/п
Дата
Ф.И.О. родителя,
Ф.И. ребенка, № группы
Тема
Рекомендации
Ответственный
Приложение №3 к
Положению о
логопедическом пункте
Годовой план работы учителя-логопеда Ф.И.О на
месяц
Вид деятельности
учебный год
Срок проведения (по
декадам)