Рабочая программа группа раннего возраста (2-3 года)_Гарипова И.С.

Содержание .
1.Пояснительная записка.
1.1 Принципы и подходы к формированию программы.
1.2 Планируемые результаты освоения программы.
-целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
1.4 Возрастные особенности психофизического развития детей.
2. Содержательный раздел.
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
детей раннего возраста.
2.2 Модуль социально-коммуникативное развитие.
2.3 Модуль познавательное развитие.
2.4 Модуль речевое развитие.
2.5 Модуль художественно-эстетического развития.
2.6 Модуль физическое развитие.
2.6.1 Развитие игровой деятельности.
3. Организационный раздел.
3.1 Особенности организации предметно-пространственной среды.
3.2 Взаимодействие детского сада с семьей.
3.2.1 План работы с родителями
-темы родительских собраний,
-консультации для родителей,
-мероприятия с участием родителей.
3.2.2 Распорядок дня дошкольного образовательного учреждения в группе
раннего возраста.
3.3 Культурно –досуговая деятельность.

3.4 Комплексно тематическое планирование организованной
образовательной деятельности на прогулке.
4. Список литературы.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
********************************************
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования. ООП дошкольного образования
представлена из обязательной части на основе программы «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е Вераксы,Т.С Комаровой, М.А Васильевой и части формируемой
участниками образовательных отношений (ЧФУ) .Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми .Объем обязательной части ООП не менее 60% от
общего объема ,ЧФУ не более 40%.В ЧФУ входят авторская программа «Цветные
ладошка»И.А.Лыкова., К.Ю Белая Формирование основ безопасности у дошкольников.
Основанием для разработки основной ООП дошкольного образования МАДОУ являются
следующие нормативно-правовые документы :
-Федеральный закон от 29.12.201 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.09.2013 №1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования».
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020г№32 «Об
утверждении СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству ,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций».
-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОСдошкольного
образования».
-Письмо Минобрнауки от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного
образования».
-Закон Свердловской области от 15.07.2013 №78-03 (ред. От 17.10.2013)»Об образовании
в Свердловской области.
Рабочая программа прописана по образовательным областям:
•
•
•
•
•

социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.

Рабочая программа предназначена для детей раннего возраста и рассчитана на 36 недель,
что соответствует перспективному планированию по ООП МАДОУ №2 ,а так же
программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволит вырастить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей
умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного
возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Содержание психолого-педагогической работы изложено по пяти образовательным
областям:
•

•

Социально-коммуникативное развитие («Социализация, развитие общения,
нравственное воспитание», «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое
воспитание», «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»,
«Формирование основ безопасности»);
Познавательное развитие («Развитие познавательно-исследовательской
деятельности», «Приобщение к социокультурным ценностям», «Формирование

•
•
•

•

элементарных математических представлений», «Ознакомление с миром
природы»);
Речевое развитие («Развитие речи», «Художественная литература»);
Художественно-эстетическое развитие («Приобщение к
искусству» «Изобразительная деятельность», «Конструктивно-модельная
деятельность «Музыкально-художественная деятельность»);
Физическое развитие («Формирование начальных представлений о здоровом
образе жизни», «Физическая культура»).

По каждому направлению определены программные задачи интегрируемых направлений
и целевые ориентиры детского развития. В рабочей программе представлен план
организации деятельности детей на прогулке.

1.1 Принципы и подходы
к формированию Программы

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа
обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет
недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Программа:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их
деятельности является игра;

1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не
позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных
образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов
освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры образования
в раннем возрасте
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться
ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию
говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в
группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском
саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально
откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет
играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм
небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных
наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание
участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование,
аппликация).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений
(бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым
содержанием, несложными движениями.

1.3 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться
предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого;
совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры,
наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного
мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с
различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя
натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели,
которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца,
регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться
понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.
Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять просьбы
взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция
поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не
только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные
грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные
предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный
словарь достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со
сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра,
рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с
игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни
широко используются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок
уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным
является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее
линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что
позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3
предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем
годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими
искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается
в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем
реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления.
Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план
действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и
зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным
состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и
произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У
детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы
самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст
завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека,
отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом
отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым
и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
**********************************************

2.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С
НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ раннего развития

Содержание психолог-педагогической работы с детьми от 2 лет дается по
образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое
развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников
с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психологопедагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных
качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей
наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в
рамках непосредственной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в
совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности
дошкольников.

2.2

МОДУЛЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ
РАЗВИТИЕ»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей
и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе».

«Социально–коммуникативное развитие» включает в себя содержание следующих
разделов:
•
•
•
•

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Формирование основ безопасности.

Содержание психолого-педагогической работы
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии
к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со
сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на
ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).
Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем
заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам,
желаниям, возможностям.
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не
ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться,
обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать,
выполнять просьбу взрослого.
Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать
детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если
взрослый занят.

Ребенок в семье и сообществе,
патриотическое воспитание

Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего
социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять
умение называть свое имя.

Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех
остальных детей.
Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять
умение называть имена членов своей семьи.
Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его
общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки
(больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).
Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в
ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать
внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.
Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

Самообслуживание, самостоятельность
трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под
контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед
едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными
предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Формировать умение во время еды правильно держать ложку.
Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при
небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди,
застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
Приучать к опрятности.
Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых
действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба),
салфетницы, раскладывать ложки и пр.
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять
игровой материал по местам.
Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями
(поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр
чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и

называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит
еду, меняет полотенца).

Формирование
основ безопасности

Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного
поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить;
не рвать и не брать в рот растения и пр.).
Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице,
дороге.
Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и
правилами безопасного обращения с предметами.
Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».
Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой

2.3. МОДУЛЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений: о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.). О малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира».

«Познавательное развитие» включает в себя следующие разделы:
•
•
•
•

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Приобщение к социокультурным ценностям.
Формирование элементарных математических представлений.
Ознакомление с миром природы.

Содержание психолого-педагогической работы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать
представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны
(бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки,
обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару),
группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими
одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик —
маленький кубик). Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький,
мягкий, пушистый и др.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного
чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды
восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить
руками части предмета, гладить их и т. д.).
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт
детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика»
(круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей),
складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение
сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных
предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.);
слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных
различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.);
мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

Приобщение к социокультурным ценностям

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения.
Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий:
игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.
Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить
различать количество предметов (один — много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их
обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая
матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического
освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,
спина).
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Ознакомление с миром природы

Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку,
корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых
диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в
аквариуме; подкармливать птиц.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты
(яблоко, груша и др.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с
природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на
деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью
созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет
снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки,
лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает
снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

2.4.МОДУЛЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой
и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте»
«Речевое развитие» включает в себя:
•
•

Развитие речи
Художественная литература

Содержание психолого-педагогической работы

Развитие речи

Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения.
Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со
сверстниками и взрослыми («Загляни враздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у
тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю...», «Что ты сказал Мите? И что он тебе
ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным
средством общения детей друг с другом.
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве
наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать
детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и
хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных
(радуется, грустит и т. д.).
Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем
окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по
словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру
(«Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку
маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке,
высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи,
как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены
(полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели,
спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств
(автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

• глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия,
противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать —
класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть,
подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться,
обижаться);

• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов
(красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно,
жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных
гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном
воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания,
слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и
силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с
глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам,
использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных
фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и
более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?»,
«Когда?», «Куда?»).
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по
просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке
(обновке), о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей
повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать
отрывки из хорошо знакомых сказок.
Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения

Художественная литература

Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй
группы раннего возраста.
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.
Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и
других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без
наглядного сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем
знакомых стихотворений.
Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть
знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы:
«Кто (что) это?», «Что делает?».

2.5 МОДУЛЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ»(по Лыковой)
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему
миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам

художественных произведений; реализацию самостоятельнойтворческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
«Художественно-эстетическое развитие» осуществляет следующие цели и задачи:
-обогащение художественных впечатлений ,развитие эстетических эмоций ,создание
игровых и дидактических ситуаций для восприятия произведений изобразительного и
декоративно-прикладного исскуства (книжные иллюстрации,народные игрушки).
-формирование интереса к ИЗО ,становление и постепенное расширение художественного
опыта в процессе эксперементирования с различными материалами
(глина,пластилин,тесто,краски,бумага,ткань,фольга,снег,песок),инструментами(карандаш,
фломастер,кисть,мел,стека,штампик) и предметами выступающими в качестве
инструментов для ИЗО(ватные палочки,зубная щетка,губка).
-обеспечение перехода каждого ребенка с доизобразительного этапа на изобразительный и
создание условий для появления осмысленного образа ,установление ассоциаций между
реальными предметами ,явлениями,сущуствами и их изображениями (мячик
,дорожка,цветок,бабочка,дождик,солнышко),названиями слов.
-создание условий для активного и самостоятельного осуществления детьми базовых
техник в разных видах ИЗД(лепкп,рисование),содействие формированию обобщенных
способов создания художественных образов и простейших композиций .
-ознакомление с основными изобразительно- выразительными средствами
(цвет,линия,пятно,форма,ритм)доступными для практического освоения в совместной
деятельности с педагогами и родителями.
-поддержка активности,масостоятельности и первых творческих проявлений детей с
учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
«Художественно-эстетическое развитие» включает в себя следующие направления:
•
•
•
•

Приобщение к искусству;
Изобразительная деятельность;
Конструктивно-модельная деятельность;
Музыкально – художественная деятельность.

Содержание психолого-педагогической работы

Приобщение к искусству

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение,
доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.
Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать
умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькойвстанькой и другими, соответствующими возрасту детей.
Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму,
цветовое оформление.

Изобразительная деятельность

Конструктивно-модельная деятельность

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать
знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с
вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать
желание строить что-то самостоятельно.
Способствовать пониманию пространственных соотношений.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам
построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
По окончании игры приучать убирать все на место.
Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
Учить совместно с взрослым, конструировать: башенки, домики, машины.
Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного
материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.)

Музыкально-художественная деятельность

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять
простейшие танцевальные движения.
Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные
пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на
содержание.
Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно,
металлофона).
Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать
фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность
восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать
и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой,
полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с
началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка
прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках,
тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в
кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания пес

2.5

Модуль

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
(в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.)».
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение
умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков
в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности
движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие
инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к
самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических
упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и
любви к спорту.

Содержание психолого-педагогической работы

Формирование начальных представлений
о здоровом образе жизни
Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной
жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык —
пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять,
прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

Физическая культура

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными
движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного
направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и
характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить,
класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед,
в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные
игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию
умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения
(ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать
простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать
зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

РАЗВИТИЕ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых
умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам
игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоциональнонравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социальнокоммуникативное).
Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать,
договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Содержание психолого-педагогической работы

Сюжетно-ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям
сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.
Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые
действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых
действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей
самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметызаместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого
поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Развивать предпосылки творчества.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные
игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами.
Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание,
катание).
Театрализованные игры. Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого
опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со
взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы),
подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в
произведениях малых фольклорных форм).
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажамиигрушками.
Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений
педагогического театра (взрослых).
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный
опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать
пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении
плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат,
прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных
кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие
однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.);
слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных
различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.);
мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.

,

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
**********************************************
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы» является создание
развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.
Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные
ситуации должны быть увлекательными.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
-содержательно – насыщенной,развивающей,
-трансформируемой,
-полифункциональной,
-вариативной,
-доступной,
-безопасной,
-здоровосберегающей,
-эстетически-привлекательной.
Наша группа разделена на уголки :
-спортивный уголок (кегли,бубен,мячи,платочки,мешочки с песком)
-уголок дидактических игр(мозайки,пазлы,геометрические фигуры,лото по сказкам)
-больница(аптека) ,
Уголок строителя(инструменты для мальчиков,машины,кубики )
-магазин(прилавок,фрукты,различные коробочки продуктовые).

-музыкальный уголок.
-дом(кухня,посудка,стол,стулья,кроватка с куклами)
-парикмахерская(расчески,пузырьки с косметическими средствами)
-книжный уголок.
-уголок ИЗО(краски,кисти,пластилин,трафареты,раскраски)
-уголок экспереминтирования(песок,баночки)
-уголок природы(природный материал,дидактические игры по окружающему миру,).

Важнейшие образовательные ориентиры:
•
•
•
•

обеспечение эмоционального благополучия детей;
создание условий для формирования доброжелательного и внимательного
отношения детей к другим людям;
развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и
ответственности);
развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Для реализации этих целей педагог должен:
•
•
•
•
•
•

проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль
взаимодействия с ним и с другими педагогами;
создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к
другим людям;
обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их,
вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление
позиции ребенка;
обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям
и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на
достижение которых направлена деятельность педагогов

ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Система дошкольного образования нацелена на то, чтобы у ребенка развивались игра и
познавательная активность.
Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной
работы — развития способностей и инициативы
ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами
(наглядными моделями и символами). Благодаря этому образовательная программа

становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем
умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к
действительности.
Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют
образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок
выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать
решения, использовать свое мышление и воображение.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является
развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие
в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в
отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться
видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров,
сотрудников.
Основные задачи взаимодействия педагогов с семьей:

• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском
саду и семье;

• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье,
а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании
дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о
возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов
и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в районе (городе, области);

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА«Радуга» 2022-2023г

Темы родительских собраний.
Месяц
Содержание
проведения
Сентябрь
Родительское
собрание в
группе
«Адаптация
ребенка к
условиям
детского сада».

Цели

Участники
Воспитатели,
родители,

Декабрь

Родительское
собрание в
группе
«Здоровье
ребенка в наших
руках».

Ознакомление родителей с основной
программой дошкольного
образования, планом на год.
Обсуждение рекомендаций и
пожеланий. Ознакомление с
правилами внутреннего распорядка
детского сада. Создание
родительского комитета.
Рекомендации мед. сестры о
питании ребенка.
Приобщение семей к здоровому
образу жизни, активному отдыху,
спорту. Воспитывать активное
участие в укреплении здоровья
детей. Подготовка к новогоднему
утреннику.

Март

Родительское
собрание в
нетрадиционной
форме в группе
«Роль игры в
жизни ребенка.
Игровая
деятельность в
семье».

Дать знания о важности игры, ее
значении, подборе для детей этого
возраста, проведение игры,
правилах. Формировать
взаимоотношение родителей с
детьми в процессе игры.
Побуждение родителей к созданию
условий для разнообразной игровой
деятельности.

Воспитатели,
родители,

Май

Родительское
Дать информацию об успехах детей
собрание «Итоги за прошедший год, планы на летний
года».
период.

Воспитатели,
родители

Воспитатели,
родители

Консультации для родителей.
Месяц
Советы воспитателей
Сентябрь

Темы консультаций
В союзе с природой

Консультация «Как
вести себя во время
адаптационного
периода?».

Октябрь

Здоровье всему
голова
Консультация
«Здоровье в порядке
– спасибо зарядке».

Индивидуальные
беседы:
«Соответствие
одежды сезону».
Консультация
«Одежда детей для
прогулок».

Ноябрь

Консультация
«Ребенок и природа».

Декабрь

Консультация «Растим Консультация
гражданина».
«Зимняя прогулка с
малышом».

Январь

Консультация
«Гиперактивный
ребенок».

Февраль

Консультации: «Ты

Консультация «Учите
детей чувствовать
природу».

Консультация
«Дорога к обеду
ложка или …».
Рекомендации для
родителей по
закаливанию детей
раннего дошкольного
возраста.
Беседы «Чтоб
здоровье сохранить,
научись его ценить».
Консультация «Игры
и игровые
упражнения для
обучения
правильному
дыханию».
Консультация
«Охрана здоровья
детей - забота
общая».
Консультация

нужен мне, папа!»;

«Искусство быть
здоровым»;
«Профилактика
простудных
заболеваний».

«Роль отца в
воспитании ребенка».
Март

Апрель

Май

Консультация по
созданию домашнего
игрового уголка для
детей дошкольного
возраста.
Практические советы
«Игры, которые
можно провести
дома»;

Консультация
«Приобщение детей к
природе»;

Рекомендации:
«Поговори со мною,
мама»;
Консультация
«Счастье - это когда
тебя понимают».

Консультация «Как
повысить иммунитет:
весенние правила для
родителей».
Консультации:
«Ребенок на даче»;
«Витамины для
детей летом»;

Мероприятия с участием родителей.
Месяц
Мероприятие
проведения
Сентябрь
Анкетирование родителей
«Давайте познакомимся».

Декабрь

Помощь воспитателям в
оформлении группы.
Конкурс «Новогодняя
сказка».
Помощь родителей в
совместном оформлении
приемной и групповой
комнат и подготовке к
новогоднему празднику.

Цели
Ближе познакомится с детьми и их
родителями, помочь легче пережить
адаптационный период.
Привлечение родителей к
совместному труду в группе.
Развитие творческого
взаимодействия родителей и детей.
Привлечь родителей к оснащению
группы к новогоднему празднику и
участию в проведении мероприятия.

Январь

Апрель

Май

Акция «Покормим птиц
зимой». Изготовление
кормушек для птиц для
размещения на групповом
участке.
Помощь родителей в
организации праздника ко
Дню 8 марта.
Помощь родителей к
организации праздника
весны.
«День добрых дел» субботник на территории
детского сада и в группе.
Помощь в подготовке
участка группы летнему
периоду (покраска и ремонт
оборудования, подготовка
клумб, посадка цветов на
клумбы, …).

Вовлечение родителей в творческую
деятельность, связанную с созданием
кормушек для птиц, воспитывать
желание помогать зимующим
птицам.
Привлечь родителей к организации
мероприятия, изготовление
подсобного материала.
Привлечь родителей к организации
мероприятия, изготовление
подсобного материала.
Способствовать развитию
совместной трудовой деятельности
родителей и детей.
Активизация взаимодействия
родителей и воспитателей в
подготовке участка группы к
летнему периоду.

Анкетирование
«Удовлетворенность работой
детского сада»

Распорядок дня дошкольного образовательного учреждения в
группе раннего возраста.

Режим работы ДОУ составляет 5-дневную рабочую неделю, длительность определяется в
нём 11- часовым пребыванием с 7.30 до 18.30 часов.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение
режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное
взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения
активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом

физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в
первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
•
•
•

время приёма пищи;
укладывание на дневной сон;
общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при
выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей первой младшей группы и
способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность
непрерывного бодрствования детей 2-3 лет составляет 5,5 - 6 часов.

Организация режима пребывания детей группы раннего
возраста «Радуга».
В холодный период времени.

Отрезок
времени в
режиме дня

время

Режимные моменты

содержание

Утро хорошего
настроения!

7.30-8.15

Мы рады видеть вас! Играем
вместе

Прием детей,взаимодействие с
родителями ,игровая деятельность

8.15-8.35

детей.
Планинг !

Планирование совместной
деятельности с детьми.

8.35-8.45

На зарядку ,как зайчата по
утрам бегут ребята.

Утренняя гимнастика.

8.45-8.55

Моем руки с мылом чисто

Подготовка к завтраку,гигиенические

процедуры.

Наш активный
день!

Вечер
интересных
событий.

8.55-9.05

Приятного аппетита.

завтрак

9.05-9.45

Непрерывная образовательная
организованная деятельность.

НОД согласно расписания.

9.45-10.20

Минутки игры.

Самостоятельная игровая деятельность.

10.2010.50

Подготовка к прогулке.

Формирование навыков
самообслуживания.

10.5011.20

Прогулка.

Наблюдение,игровая деятельность,труд

11.2011.40

Возвращение с прогулки.

Подготовка к обеду.

11.4011.50

Это время для обеда.

Прием пищи

11.5012.00

Подготовка ко сну.

Гигиенические процедуры.

12.0015.00

Это время тишины ,все мы
крепко спать должны.

Отдых.

15.0015.15

Это время для здоровья.

Закаливающие процедуры.

15.1515.50

Время игр, самостоятельной
деятельности.

15.5016.00

Это время простокваш,в это
время полдник наш.

16.0016.40

Самостоятельная деятельность
детей в центрах
активности,партнерская дея-ть
взрослого и ребенка.

16.4016.50

Подготовка к прогулке.

16.5017.30

Ну а вечером опять, мы
отправимся гулять.

Полдник.

Режимные моменты пребывания детей в теплый период
времени.
Отрезок
времени в
режиме дня

время

Режимные моменты

содержание

Утро хорошего
настроения!

7.30-8.15

Мы рады видеть вас! Играем
вместе,прием детей на свежем
воздухе.

Прием детей,взаимодействие с
родителями ,игровая деятельность

8.15-8.30

Утренняя гимнастика
На зарядку ,как зайчата по
утрам бегут ребята.

Наш активный
день!

8.30-8.50

Моем руки с мылом чисто

Подготовка к завтраку,гигиенические
процедуры.

8.50-9.05

Приятного аппетита.

завтрак

9.05-9.10

планинг

Планирование совместно с детьми

9.10-9.50

Художественно-эстетические и
физкультурнооздоровительные
мероприятия.

9.50-10.00

Подготовка к прогулке.

Формирование навыков
самообслуживания.

10.0011.50

Прогулка.

Наблюдение,игровая деятельность,труд

11.5012.00

Возвращение с прогулки.

Подготовка к обеду.

12.0012.10

Это время для обеда.

Прием пищи

12.1012.20

Подготовка ко сну.

Гигиенические процедуры.

Вечер
интересных
событий.

12.0015.30

Это время тишины ,все мы
крепко спать должны.

Отдых.

15.3015.45

Это время для здоровья.

Закаливающие процедуры.

15.4515.50

Время игр, самостоятельной
деятельности.

15.5016.00

Это время простокваш,в это
время полдник наш.

16.0016.40

Самостоятельная деятельность
детей в центрах
активности,партнерская дея-ть
взрослого и ребенка.

16.4016.50

Подготовка к прогулке.

16.5017.30

Ну а вечером опять, мы
отправимся гулять.ю

Полдник.

Сетка-расписание

организованной образовательной деятельности по пятидневной неделе
первая младшая группа «Радуга» 2022 – 2023 учебный года
9.00-9.10 физическая деятельность
Понедельник

9.20-9.30 развитие речи

вторник

9.00-9.10 музыкальная деятельность
9.30-9.40 рисование

Среда

8.55-9.05 физическая деятельность
9.25-9.35 познавательно-исследавательская
деятельность(ознакомление с окружающим
миром)
15.15-15.25 фэмп
9.20-9.30 лепка

Четверг

11.00-11.20 физическая деятельность на улице

9.00-9.10 чтение художественной литературы
Пятница

9.20-9.35 музыкальная деятельность

Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников,
их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются
поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном
материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом
интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение
всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие
возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию
оптимальным способом
Введение похожих тем обеспечивает достижение единства образовательных целей и
преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста,
органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично
вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного
учреждения.

Планирование образовательной деятельности
при работе по пятидневной неделе

Организованная образовательная деятельность
Базовый вид деятельности
Периодичность
Физическая культура в помещении
2 раза в неделю
Физическая культура на прогулке
1 раз в неделю
Познавательное развитие
2 раз в неделю
Развитие речи
2 раза в неделю
Рисование
1 раз в неделю

Лепка
1 раза в неделю

Музыка
Итого

2 раза в неделю
11 занятий в неделю.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика;
комплексы закаливающих процедур;
гигиенические процедуры;
ситуативные беседы при проведении режимных моментов;
чтение художественной литературы; дежурства;
прогулки
Ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Игра;
самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития
Ежедневно

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу включен раздел «Культурнодосуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий,
праздников и мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по
интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный),
эмоциональное благополучие способствует формированию умения занимать себя.
В разделе обозначены задачи и перечни возможных событий, праздников, мероприятий
для данной возрастной группы.
Примерный перечень событий, праздников и мероприятий приводится в Приложении.
Задачи:
Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду,
обеспечивать детям чувство комфорта и защищенности.
Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках.
Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно
реагировать на них.
Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.
Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКАХ

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для
всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе
воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде,
предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере
удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при
ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с
природным материалом, так и с игрушками. Поэтому в данном тематическом
планировании в полной мере отражена интеграция образовательных областей, которые
делают наиболее эффективным воспитательно-образовательный процесс на прогулках.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе
практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение
лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки
до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут
служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Воспитатель использует любой повод, чтобы именно на прогулке в первую очередь
прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или
вблизи) в соответствии с календарным временем года (например, зимой - вокруг живой
ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки,
семян ели, показом особенностей шишек - пахнут смолой, на дереве (в холоде)
закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают
семена).
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями
природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы
наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель
соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со
снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения - уточнить названия
зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их
по 2-3 характерным признакам (воробьи маленькие, серые или серо-коричневые, летают
стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, сероголубые, кормятся стаей).
Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации
рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в
процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных
играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на
другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и
регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических
упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них
навыки основных движений; развиваются ловкость, быстрота, выносливость;

формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со
сверстниками.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать
соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях
(как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми
воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и
совершенствованию движений.
На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления
правил уличного движения: здесь нужно обозначить перекрестки, поставить «светофоры»,
во время игры назначать детей-регулировщиков и т. д.
Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их
интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом,
более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия
и место их проведения. В весенне-летний период подвижные игры и упражнения лучше
организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание
дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и
упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность
простудных заболеваний.
Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в
самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование
физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок,
велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь
на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с
пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, помочь обогатить игровой сюжет,
наполнить его разнообразными движениями.
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является
сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой
интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через
обруч и т. д.), а малоподвижных -на выполнение упражнений с использованием
физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).
Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуальнодифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к
играм и разным видам деятельности.

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ПРОГУЛКЕ

(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)

Сентябрь
Тема
Листопад.
Подвижная игра «Листопад»
У цветочной клумбы.
Подвижная игра «По узенькой
дорожке»
Где что растет?
Подвижная игра «Беги к тому,
что назову»
Цель
Показать многообразие
красок золотой осени.
Раскрыть новое понятие «листопад»

Октябрь
Тема
Подвижная игра «Лохматый
пес»

Что нам осень подарила?
Подвижная игра «У медведя
во бору...»
Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!»
Цель
Закрепить знания об овощах, их форме, величине, цвете.

Закреплять знания о растительном мире, о том, где
что растет.
Уточнить названия: дерево,
куст.
Познакомить с понятиями:
«гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый»,
«тонкий»

Ноябрь
Тема
В гости к светофору.
Подвижная игра «Чья машина появится первой»
Хмурая осень.
Подвижная игра «Птички
и дождик»
Подвижная игра «Вышли дети
в садик...»
Цель
Расширять представления о разных видах машин,
о назначении светофора

Познакомить с наиболее
типичными особенностями
поздней осени.
Уточнить названия и назначение предметов одежды

Декабрь
Тема
Зима холодная. Подвижная игра «Дед Мороз»
Снегопад. Подвижная игра «Снег кружится»
Птицы зимой. Подвижная игра «Собачка и воробей»
Морозный, солнечный денек. Подвижная игра «На елку»
Цель
Формировать первые связные представления об этом времени года
Познакомить с основным сезонным явлением -снегопадом
Формировать желание заботиться о зимующих птицах. Учить узнавать птиц, называть
части их тела
Рассказать о том, как живут звери зимой. Стимулировать добрые чувства по отношению к
животным

Январь

Тема
Куда уходит снег с дорожки? Подвижные игры со снежками: «Кто бросит дальше», «Кто
попадет в цель»
Помощники. Подвижная игра «Ворона и собачки»
В гостях у Снегурочки. Подвижная игра «Коза рогатая»
Цель

Познакомить с трудом дворника в зимнее время. Учить оказывать ему посильную помощь
Воспитывать уважение к труду взрослых. Формировать желание помогать окружающим
Познакомить с березкой, елью, с их отличительными внешними признаками. Упражнять в
пространственной ориентации

Февраль

Тема
Кролик серенький, зайка беленький. Подвижная игра «Заинька, выйди в сад...»
Экскурсия по улице. Подвижная игра «Паровозик»
Зимние забавы. Подвижная игра «Ладушки-оладушки»
Где спит медведь? Подвижная игра «Мыши водят хоровод»
Цель
Закрепить знания о строении тела животных. Уточнить название частей тела кролика
(зайца). Формировать бережное отношение к животным, желание заботиться о них
Закреплять знания о транспортных средствах. Учить: - называть различные виды
транспорта; - узнавать транспортные средства на картинках
Закреплять знания о назначении снежных построек. Уточнить знания о названиях птиц,
частей тела, голосовых реакциях
Учить: - выполнять необходимые действия, получая результат; - заботиться об
окружающих, не тревожить их напрасно

Март
Тема
Солнышко пригревает. Подвижная игра «Птички, раз, птички, два!»
Где чей дом? Подвижная игра «Непослушный козел»
Кругом вода! Подвижная игра «Два гуся»
Веселые воробьи. Подвижная игра «Веселый воробей»
Цель

Дать первые представления о ранней весне: почему снег растаял, куда исчез снег, что
появилось на деревьях и кустарниках
Закреплять представления о весне, показать почки и первые весенние листья. Уточнить
названия разных домов
Показать разнообразные действия с талым снегом: хорошо лепится, превращается в воду
под воздействием солнечных лучей
Расширять представления о весне, обогащать их новыми словами и понятиями

Апрель

Тема
«Солнышко» на траве. Подвижная игра «Солнечный зайчик»
Желтые, пушистые... Подвижная игра по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята»
Где моя мама? Подвижная игра «Мы - веселые ребята»
Мячики. Подвижная игра «Ой, что за народ!..»
Цель
Познакомить с первым весенним цветком, его строением
Познакомить с внешним видом цыплят, особенностями их поведения, частями тела
Повторить, как зовут мам звериных детенышей, как они созывают своих детей
Показать детям, что весна -зеленая. Выучить стихотворение А. Барто «Мячик»

Май

Тема
Кому установили памятник?
«Колобок» (русская народная сказка). Инсценировка сказки
Кто нам построил дом? Экскурсия на ближайшую строительную площадку
Какие гости появились на участке?
Цель
Знакомить с подвигами воинов, которым установили памятник. Объяснять, как важно
помнить о героях
Закреплять умение рассказывать с помощью взрослого знакомую сказку
Учить наблюдать за трудом взрослых на строительных площадках. Прочитать
стихотворение о строителях
Понаблюдать за появившимися на участке бабочками, летающими на паутинке паучками,
тружениками-муравьями

Июнь
Тема
Лето красное пришло. Подвижная игра «Цыплята и собачка»
«Музыкальные ребята». Подвижная игра по стихотворению П. Золотова «Лягушата»
Тонут - плавают. Подвижная игра «Козлята и волк»
Ждем гостей. Подвижная игра «Зайка серый»
Цель
Закрепить представления о временах года. Учить бережно относиться ко всему живому
Формировать правильное отношение к живым объектам. Учить правильному
(безопасному) обращению с животными (не бояться, не обижать их)
Уточнить знания о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; одни предметы
тонут, другие плавают в воде
Уточнить знания о том, какие животные что едят и как, для чего им нужна пища.
Воспитывать доброе отношение к животным.

Июль
Тема
Наши дочки. Подвижная игра «Гуси»
Сыплем, лепим. Подвижная игра «Кошка и мышки»
«Красная девица в темнице». Подвижная игра «Мой козлик»
У цветочной клумбы. Подвижная игра «Каравай»
Цель
Учить аккуратно обращаться с водой. Уточнить порядок действий при раздевании кукол
Пополнить знания о свойствах песка (сухой сыплется, из мокрого можно лепить). Учить
пользоваться лейкой
Дать представление о растениях на огороде (морковь). Учить заботиться о растениях
Познакомить с цветами (тюльпан, ромашка, колокольчик). Закрепить представления о
строении цветка

Август
Тема
Зоопарк. Подвижная игра «Бусинки»
Что нам лето подарило? Подвижная игра «Слышим -делаем»
Ягода-малина. Дидактическая игра «Найди пару»
Кто помогает сохранять чистоту? Экскурсия в прачечную детского сада
Цель
Закрепить представления о животном мире. Уточнить знания о том, чем питаются живые
существа. Закреплять представления о растительном мире
Закрепить представления о растительном мире. Обратить внимание детей на траву (густая,
зеленая, высо-кая, стелется ковром и т. п.)
Уточнить знания о том, что на кустарниках поспевают ягоды, они растут, некоторые из
них можно есть -они созрели. Учить определять знакомые ягоды
Расширять представления о труде прачки. Воспитывать чувство благодарности к
сотрудникам детского сада, уважительное отношение к труду прач

Список литературы
1. Богуславская, 3. М. Разввающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М.
Богуславская, Е. О. Смирнова. -М. : Просвещение, 1991.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г.
Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988.
3. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / под ред. В. В.
Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
4. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль :
Академия развития, 2007.
5. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада :
планы занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир : программа и методические рекомендации /
О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
7. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. - 4-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1982..
8. Лыкова И.А,Шипунова В.А Азбука безопасного общения и поведения
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст.
М.:»Карапуз-Дидактика»,2007.
10. Максаков, А. И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом : пособие для
воспитателя детского сада / А. И. Максаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение,
1983.
11. Хрестоматия для младшей группы..
12. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МозаикаСинтез, 2015.
13. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного
движения : метод, разработки / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград :
Перемена, 1998.
14. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических
представлений в первой младшей группе детского сада : конспекты занятий / О. А.
Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
15. Соло.менникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и
методические рекомендации / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
16.К.Ю Белая Формирование основ безопасности у дошкольников.

17. Теплюк, С. К Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных
учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Теплюк. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
18. Горбунова Н.Ф Развитие игровой деятельности..
19. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста 1-3года Методическое пособие для
воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».